Физик доказал устойчивость четвероногих столов

Физики за шатающимся столом кафетерия CERN (фото с сайта physics.mcgill.ca).

Учёный Европейской лаборатории физики элементарных частиц (CERN) Андре Мартин (André Martin) насытился по горло шаткими столами в местном кафетерии и теперь говорит, что научно доказал — квадратный стол с четырьмя ножками можно всегда стабилизировать на неровной поверхности вращением меньше, чем на 90 градусов.

Опасаясь пролить кофе, Мартин каждый раз вращал стол в поиске устойчивого положения, чтобы все 4 ножки твёрдо стояли на земле. «Я всегда был способен найти хоть одно такое положение, — говорит учёный, — люди иногда поражаются, что моя методика работает».

Впервые доказать свою теорию физик попытался десять лет назад, затем попробовал в 1998-м, но в обоих случаях понял, что не был абсолютно прав.

Теперь же Мартин хорошо подготовился и решился представить свою работу научной общественности. Доказательство с рисунками и тьмой формул можно найти в этом PDF-документе, 108 килобайт.

Чтобы описать проблему математически, учёный должен был сделать некоторые предположения и упрощения. Так, он рассматривал только столы с ножками в углах квадрата и предполагал, что каждая ножка касается земли только в единственной точке.

Кроме того, земля в теории Мартина, имеющая любое количество неровностей, тем не менее, не имеет серьёзных изменений по высоте: уклон между любыми двумя точками на поверхности никогда не превышает 15 градусов.

При удовлетворении вышеперечисленных условий учёный готов «успокоить» стол. В будущем Мартин постарается разобраться с устойчивостью неквадратных столов.

Читайте также о том, как секреты физики раскрыли шоколадки M&Ms, как в изучении взрывов звёзд помогла яичная скорлупа, и как спагетти заинтересовали инженеров.

Физики составили сантиметровые цепочки из магнитных наночастиц