Двуногая молекула самостоятельно ходит по плоскости

Так ходит двуногая («розовые» атомы) молекула (Ludwig Bartels/UC Riverside).

Не успели улечься восторги по поводу ездящего одномолекулярного автомобиля, как учёные порадовали мир новой диковиной — молекулой, ходящей на двух ногах. Этот шедевр создали Людвиг Бартелс (Ludwig Bartels) и его коллеги из университета Калифорнии в Риверсайде (University of California, Riverside).

Молекула, названная 9,10-дитиоантрацен (ДТА), демонстрирует настоящую походку. Только одна из её двух «ног» опирается на поверхность в каждый момент времени. В движение молекулу приводит нагрев, заставляя смещаться атомы на своих химических связях.

Так ДТА перемещает центр тяжести, выставляя и опуская вперёд то одну свою «ногу», то другую. Молекула идёт прямо, не отклоняясь от курса и удерживая равновесие.

Кроме нагрева, ДТА может также «соблазниться» наконечником туннельного сканирующего микроскопа, служащего своего рода морковкой. В тестах на стандартной медной поверхности, ДТА совершала 10 тысяч шагов без падения.

Бартелс полагает, что крошечный ходок мог бы однажды пригодиться для молекулярных систем хранения информации и вычислений.

Физики составили сантиметровые цепочки из магнитных наночастиц