Пересадка костного мозга запутывает образцы ДНК

Вместе с костным мозгом доноры передают пациентам свой профиль ДНК, который может привести реципиента за решётку (фото с сайта pharmaceutical-technology.com).

Пациенты, которым пересадили костный мозг, вместе с ним получают «профиль» ДНК донора, что в дальнейшем может сильно осложнить им жизнь, например, привести на скамью подсудимых. Об этом учёные говорили в Солт-Лейк-Сити на встрече Американского общества генетики человека (American Society of Human Genetics — ASHG).

На этой встрече обсуждался реальный случай из жизни, имевший место на Аляске. Полученный из спермы образец ДНК привёл стражей порядка к подозреваемому в сексуальном насилии, однако этот человек в момент нападения находился в тюрьме, то сеть — никак не мог совершить это преступление.

Дальнейшие проверки показали — никакой ошибки нет, образцы заключённого и преступника идентичны.

В ходе расследования выяснилось, что сидящий в тюрьме человек получил костный мозг от другого мужчины, причём — своего родного брата — профиль ДНК которого в результате и попал в кровь.

Учёные отметили, что пока такие случаи — большая редкость, но с расширением баз данных ДНК и увеличением количества трансплантаций — риск ошибок правосудия повысится.

До недавнего времени трансплантация костного мозга происходила с разрушением собственного мозга пациента, в  таких случаях его кровь содержит профиль ДНК только донора.

Но в последние годы стало возможно сохранять часть костного мозга пациента, таким образом, его кровь может содержать смешанный профиль ДНК.

Чтобы получить «правильный» образец, следует брать его дважды — из крови и изо рта. Но пока это слишком дорого и занимает много времени.

Поэтому в настоящее время генетики предлагают сообщать потенциальным донорам и реципиентам о невысоком риске втягивания в неприятную историю.

Узнайте о том, как преступника определяют по отпечаткам пальцев мозга, и о всеобщей базе ДНК, которая избавит мир от террористов.

Нервные рецепторы усиливают боль для женщин