Бактерии перенимают друг у друга эволюционные находки

Кишечная палочка — один из самых изученных объектов в биологии, но всё равно — ещё загадочный (фото University of Bath).

Как бактерии выживают, приспосабливаются к меняющемуся миру, смене климата, запасов пищи, новым антибиотикам? Они просто заимствуют успешные новшества у своих родственников. Это обнаружил Мартин Лерчер (Martin Lercher) и его коллеги из университета Бата (University of Bath).

Исследователи сосредоточили своё внимание на бактерии Escherichia coli — излюбленном предмете экспериментаторов. Они смотрели на гены, влияющие на метаболизм этого существа.

Сравнивая эту бактерию с её эволюционной предшественницей — сальмонеллой — генетики установили, что только один новый ген у E. coli , вероятно, появлялся благодаря мутации.

Это означает, что за 100 миллионов лет, прошедших с того момента, как эти два организма разделились, только один случай ошибки в копировании генома привёл к существенному различию в этих видах.

Но зато изучаемая бактерия имела целых 32 гена в её метаболическом аппарате, которые она «заимствовала» у близких родственников, включая те гены, что позволяют бактерии защищаться от антибиотиков.

Авторы исследования показали, что бактерии получали эти гены посредством процесса, известного как горизонтальная передача генов: когда клетка (при прямом соприкосновении) передаёт генетическую информацию другой клетке, не являющейся её потомством.

Лерчер установил, что заимствованные у родичей гены имеют отношение к обмену веществ и вообще – к реагированию на перемены в окружающей среде, а не к основным функциям (типа роста).

Кстати, кишечную палочку биологи намерены полностью оцифровывать.

Раскрыта тайна вьющихся волос