Найден ген регенерации у червей

Планария восстанавливается даже при рассечении надвое (фото Alejandro Sánchez Alvarado).

Алехандро Санчес Альварадо (Alejandro Sánchez Alvarado) и его коллеги из школы медицины университета Юты (University of Utah School of Medicine) установили роль одного гена в процессе регенерации тканей у червя.

По способности к регенерации, планария (Schmidtea mediterranea) — один из рекордсменов природы. Новый здоровый червь может вырасти даже из меньшего кусочка, отрезанного от взрослой особи.

Заставив «молчать» ген по имени smedwi-2, биологи лишили этих червей способности к регенерации. Более того, черви погибали не только при расчленении, но и просто от повреждений и не опасных болезней. Картина напоминала ту, что возникала у планарий при облучении радиацией – говорят исследователи.

Как оказалось, работа данного гена закладывает возможности регенерации, отвечая за правильную работу стволовых клеток, запас которых у червя как раз и выступает в роли «заплаты», когда требуется регенерация.

При выключении smedwi-2 стволовые клетки не отвечали на повреждение тканей, а если в результате деления стволовых клеток появлялось потомство — оно было не в состоянии мигрировать к нужным участкам тела. Более того — дочерние клетки «не знали», как им дифференцироваться.

Иными словами, в этом гене были инструкции, которые стволовые клетки выполняли непосредственно в тот момент, когда приходило время заживлять рану.

Эта работа может оказаться важной для медицины, поскольку гены, напоминающие smedwi-2, найдены и у людей.

Читайте также об изучении регенерации у саламандр.

Громкий шум может спровоцировать сердечный приступ