Биологи открыли новые отличия в глазах людей

Слева — сетчатка человека, у которого относительно мало «красных» светочувствительных клеток, но много «зелёных». Справа: сетчатка человека, у которого ситуация обратная. Заметим, «синих» клеток довольно мало у обоих (фото University of Rochester).

Исследователи из центра наук о зрении университета Рочестера (Center for Visual Science at University of Rochester) открыли, что относительное содержание чувствительных клеток разного типа в глазах разных людей может отличаться до 40 раз.

В сетчатке есть два основных типа светочувствительных клеток — так называемые палочки и колбочки. Первые отвечают за видение при низком уровне освещения, за восприятие размера и формы предметов, а вторые обеспечивают цветное зрение.

Колбочек существует три типа, пик чувствительности которых, приходится в спектре на красный, зелёный и синий цвета (хотя все они реагируют в меньшей степени и на иные частоты видимого диапазона).

В среднем, в человеческой сетчатке есть 7 миллионов колбочек, большая часть из которых — «красные», меньшая — «зелёные», а синих — совсем мало. По крайней мере, много лет биологи полагали, что это соотношение не очень сильно варьируется от человека к человеку.

Теперь учёные из Рочестера впервые получили столь детальные снимки сетчатки, причём — у живущих людей, что стало возможным идентифицировать все клетки. Для этого достижения авторы работы применили в съёмке адаптивную оптику (принцип, заимствованный из астрономии), с тем, чтобы нивелировать оптические искажения, возникающие в самом глазу.

Так выяснилось, что взаимная пропорция между «зелёными» и «красными» колбочками у обычных людей (не дальтоников) может отличаться в 40 раз.

Это открытие ещё сильнее повышает роль мозга в обработке зрительных образов и предполагает наличие некоего компенсационного механизма, позволяющего здоровым людям воспринимать цвета фактически одинаково (как доказывают специальные опыты), несмотря на существенно различное количество клеток, воспринимающих тот или иной цвет.

Читайте также об искусственной сетчатке и проекте шестицветного телевидения.

Учёный назвал новый вид муравья в честь Google