Открыт зародыш планетной системы у звезды-планеты

Сравнение будущей планетной системы коричневого карлика (вверху справа) с известной сейчас маленькой планетной системой, которая принадлежит звезде солнечного класса 55 Рака (55 Cancri) (иллюстрация NASA/JPL/Caltech).

Группа астрономов, работающая с орбитальным телескопом Spitzer, открыла протопланетный диск у звезды, которая сама по размеру сопоставима с большой планетой.

Коричневый карлик Cha 110913-773444 — один из самых маленьких объектов, являющихся промежуточными между планетами и обычными звёздами, в которых идут реакции синтеза. Его масса составляет 8 масс Юпитера. В известных экстрасолнечных планетарных системах встречаются и планеты с куда большей массой.

Астрономы открыли около этой «почти звезды» пылевой диск, из которого сейчас как раз формируются планеты. Когда этот процесс закончится, Cha 110913-773444 получит планетную семью с поперечником в сто раз меньшим, чем поперечник нашей Солнечной системы.

Пока это — рекорд. Cha 110913-773444 — наименьшее известное «солнце», которое хотя ещё и не обзавелось планетами, но, судя по анализу пылевого диска, «делает» это в данное время. Возраст Cha 110913-773444 составляет всего 2 миллиона лет, он расположен в созвездии Хамелеона на расстоянии 500 световых лет от Земли.

Кстати, астрономы ещё спорят: какой объект называть коричневым карликом, а какой — планетой-гигантом.

Cha 110913-773444 очень мал. С другой стороны, он же не вращается вокруг какой-нибудь звезды. Но если его решат назвать свободно путешествующей по Галактике планетой, то его пылевой диск будет первым случаем наблюдения диска вокруг планеты, из которого, соответственно, формируются луны.

В настоящее время известно более 150 звёзд, обладающих планетами. Некоторые из этих звёзд — коричневые карлики, правда, больше, чем Cha 110913-773444.

Хотя большинство экстрасолнечных планет найдено по косвенным признакам — уже есть первые прямые съёмки планет чужих звёзд. Читайте наши материалы: здесь и здесь, подробнее — вот тут, и кроме того — здесь.

Вредна пыль мечты. Часть первая: лунные равнины под ударами Солнца