Радар нашёл лёд в подземельях Марса

Вверху – радарный разрез «подземелий» полюса. В центре – линия этого разреза на местности. Внизу – разрез скрытого ударного кратера (иллюстрации ESA).

Радар Marsis европейского космического аппарата Mars Express получил первые кадры интерьера Красной планеты.

Просвечивание на глубину несколько километров уже выявило ряд интересных деталей. Например, похороненный под мощными отложениями большой ударный кратер в области Chryse Planitia (средние широты Марса). Его диаметр — 250 километров, а укрыт он двумя километрами пород.

Некоторые признаки указывают на наличие в этом ударном бассейне слоёв материала, богатого водяным льдом, но точно это ещё не определено.

Также Marsis высветил глубокие слоистые структуры, лежащие под поверхностью вблизи северного полюса планеты. Анализ эха от нескольких сигналов позволяет предположить, что там есть слой почти чистого льда (также — водяного), толщиной более одного километра, скрытого под ещё более внушительным слоем базальтового марсианского реголита.

Признаков жидкой воды в подземных горизонтах пока не найдено, но специалисты отмечают, что работа радара только началась. И большую часть планеты ещё только предстоит изучить. Подробности вы найдёте в отчёте ESA.

Напомним также, что в этом году Mars Express порадовал нас целым замёрзшим морем, покрытом паковыми льдами, обнаруженном в экваториальном районе Марса, гигантскими дюнами, в которых песок смешан с частицами водяного льда и очень красивым чистым ледяным озером, отлично видимым из космоса.

Вредна пыль мечты. Часть вторая: иглы Марса и газонокосилка Луны