За микробами Марса придётся лезть в глубины планеты

Подо льдом Гренландии теплится жизнь (фото с сайта physorg.com).

Профессор Бафорд Прайс (Buford Price) из университета Калифорнии в Беркли (UC Berkeley) предсказывает, что марсианских микробов следует искать на глубинах в сотни метров, основываясь на анализе бактерий, обнаруженных под толстым слоем льда в Гренландии.

Анализ кернов, добытых с самого низа мощнейшего ледяного листа острова, показал, что в целом ряде его слоёв заморожена на грани жизни и смерти большая масса метанопродуцирующих бактерий. А именно: эти бактерии были найдены на «высотах» 17, 35 и 100 метров, считая вверх от основания трёхкилометрового гренландского щита.

Самое интересное — данное бурение проводилось с целью анализа древнего климата и, в частности, вычисления уровня метана в атмосфере. Так вот именно в тех тонких слоях, где были обнаружены бактерии, концентрация метана была в 10 раз выше, чем на соседних участках.

По мнению Прайса, это фактически ставит знак равенства между присутствием «лишнего» метана и наличием бактерий-метаногенов (а 80% из них были ещё живы, когда доставали керн возрастом более 100 тысяч лет).

По словам учёного, не нуждающиеся в свете и кислороде бактерии вполне могут жить на Марсе в сходных условиях — на глубинах в несколько сотен метров под поверхностью планеты, где температура — чуть выше нуля по Цельсию.

Наличие метана в атмосфере Марса косвенно указывает на возможность существования таких бактерий, о чём уже говорилось не раз. Теперь же Прайс указал, что за ними нужно «лезть» очень глубоко. То есть, или потребуется бурение, и не на 2-3 метра, как предполагают некоторые современные проекты изучения Марса, а на многие сотни.

Либо, говорит Прайс, следует искать эти бактерии в ударных кратерах, где глубинные породы были подняты на поверхность. При этом нужно обращать внимание на те места, где в атмосфере выше содержание метана.

Концентрацию марсианских бактерий в таких местах учёный оценивает в одну штуку на кубический сантиметр, что вполне по силам обнаружить современным приборам.

Другой учёный недавно проводил в чём-то сходное «расследование»: он оживил бактерии, замороженные на Аляске 30 тысяч лет назад.

Читайте о том, как гляциологи нашли под землёй загадочный материал, а также — как учёный не нашёл доказательства отсутствия жизни на Марсе.

Европа определила перспективные для поиска жизни участки Марса