Частная фирма строит орбитальный космический челнок

Silver Dart намерен бросить вызов шаттлам (иллюстрация PlanetSpace).

Канадская компания PlanetSpace объявила об официальном запуске ещё одного своего космического проекта — «Серебряная стрела» (Silver Dart), предназначенного для того, чтобы встретить вызов NASA небольшим частным фирмам: разработать новые транспортные системы для доставки людей на орбиту, в том числе — и на МКС.

Напомним, что американское аэрокосмическое агентство не прочь закупать услуги по пилотируемым полётам и по доставке грузов на МКС у молодых и очень амбициозных частных фирм (об этом мы говорили, например, тут). И хотя деятельность последних пока больше кипит вокруг суборбитальных прыжков, рейсы на орбиту также находятся в их поле зрения.

PlanetSpace полагает, что сможет выйти на этот новый рынок с интересным предложением. Её космический корабль Silver Dart базируется на проекте гиперзвукового аппарата FDL-7, прорабатывавшемся американскими ВВС в 1960-х годах.

Он даже прошёл испытания в несколько подправленном облике экспериментального X-24B. Но PlanetSpace намерена перекроить проект для настоящих полётов на околоземную орбиту, тем более, что авторы FDL-7 в своё время думали о том же самом и закладывали в машину такие возможности.

Глава Canadian Arrow (фирмы-соучредителя PlanetSpace) Джеф Ширин (Geoff Sheerin) заявил, что в тайне работал над этой идеей 4 года, совместно с аэрокосмическим экспертом Полем Ксизом (Paul Czsyz), который был участником проекта FDL-7 в 1960-х. Так что данное официальное объявление было сделано не на пустом месте.

Деталей пока известно немного. Silver Dart будет иметь длину 13,7 метра. Он рассчитан на 8 человек.

О PlanetSpace и её пилотируемой реинкарнации нацисткой ракеты V-2 мы подробно рассказывали. И тут нужно сделать важное замечание: ускорение работы над Silver Dart (а компания намерена представить полную концепцию NASA уже следующей весной, расчитывая на грант) может отодвинуть реализацию проекта суборбитальной ракеты Canadian Arrow.

В условиях дефицита времени и сил компания намерена перепрыгнуть через ступеньку и сразу замахнуться на орбитальные полёты. Но задел по тому проекту не пропадёт — в космос Silver Dart будет поднимать пакет из 10 двигателей V-2.

Любопытно, что ещё одна небольшая частная компания пошла по аналогичному пути: она намерена воплотить давнюю разработку — малоизвестный американский космический челнок HL-20, доведённый NASA в 1980-х до полномасштабного прототипа и оставленный. Он должен реинкарнироваться (с современными доработками) в частном космическом корабле Dream Chaser (все детали — здесь).

Учёные впервые определили возраст Луны