Творческие способности человека — это генетические мутации

Способность, а на самом деле потребность, к творчеству — результат генетических мутаций.

Главным отличием человека от животных, по мнению большинства учёных, являются интеллект и наличие творческих способностей. А последние, похоже, являются следствием не социальных процессов, как предполагалось до сих пор, а сугубо биологических.

Что касается отличия человека от животных, то тут вспоминается один античный анекдот. Как-то раз Платон в диспуте о точном определении, что есть человек, обозвал такового «двуногим без перьев». На следующие день Аристотель принёс общипанного петуха и заявил: «Вот человек Платона».

Уникален ли интеллект? Ещё в 1960-е годы американский нейрофизиолог Джон Лилли (John Lilly)предположил, что интеллект дельфина ничуть не ниже, а то, быть может, и выше человеческого, да и о творческих способностях отдельных животных споры возникают довольно часто.

Однако все материальные творения, созданные «для красоты» или «для пользы», точные визуальные изображения окружающего мира и «абстрактное» искусство, всё то, что «нагромоздило» человечество для того, чтобы облегчить себе существование, — остаётся уникальным именно для Homo Sapiens, а не для дельфинов, высших приматов и других известных человеку существ.

Можно до хрипоты спорить, облегчило ли себе человечество жизнь, запираясь от природы в камень и штампуя исполинской силы машины, — речь, в данном случае, идёт совсем о другом.

Антропологи много лет исповедовали идею, гласившую, что метаморфозы человеческого сознания, в результате которых он научился восхищаться своим телом, создавать абстрактные произведения искусства и символические предметы, — все они происходили постепенно, в течение очень длительного времени и явились следствием «определённых культурных и демографических изменений», в частности, роста численности народонаселения.

Всякие попытки «биологических» объяснений возникновения зачатков цивилизации отметались.

Однако данных в пользу именно биологии постепенно накапливалось всё больше и больше.

Существование гена речи и языка может означать существование и «гена творчества».

Развитие генетики в последние годы идёт семимильными шагами (хотя про какую науку, кроме, разве что, математики, когда-либо такого не говорили?).

И вот теперь уже сами антропологи — в лице профессора Ричарда Клайна (Richard Klein) из Стэнфордского Университета (Stanford University) в Калифорнии, говорят, что те самые творческие способности явились... следствием внезапной и резкой мутации.

Да, творческие способности — суть генетическая мутация, вернее, следствие таковой.

50 тысяч лет назад в мозге человека произошло резкое изменение, что, в итоге, привело к возникновению у него способности создавать нечто оригинальное — ради самой оригинальности.

Это, впрочем, пока теория. Но у неё есть весьма веские доказательства. Одним из них стало открытие гена, целиком и полностью отвечающего за язык (в смысле, коммуникацию).

Разнообразие и стилистические особенности у предметов быта древних людей появились приблизительно 50 тысяч лет назад — причём не постепенно, а вдруг.

Этот ген носит название FOXP2. Доказано, что от него, по меньшей мере частично, зависят способности к изучению языка и обработке вербальной информации. FOXP2 был выявлен сотрудниками Оксфордского университета в 2001 году

Вкратце эта история выглядела так:

Три поколения некой семьи KE страдали тяжёлыми расстройствами речи — говорили так, будто «каждое слово стоило им их бессмертной души», как выразился один из исследователей.

Колоссальные проблемы для них представлял сам процесс звукоизвлечения, поскольку им с трудом удавалось элементарно ворочать языком и шевелить губами. Ну а самое главное — грамматика для них тоже была почти непреодолимым препятствием.

В общем и целом, коэффициент умственного развития членов семьи KE был ниже среднего — но не выходил за рамки относительной нормы. К тому же, недуг передавался из поколения в поколение, причём таким образом, что генетики заподозрили, что причина — в одном-единственном гене.

Сначала учёные условно обозначили его «геном грамматики». Однако, когда стало очевидно, насколько серьёзно обстоит дело у членов семьи КЕ, от этого термина отказались.

В течение нескольких лет учёные занимались «охотой» за спорным геном. В конце концов удалось установить, что проблема — в хромосоме 7. Данные проекта расшифровки генома человека (Human Genome Project) указывали, что в этой зоне располагается порядка 70 генов. Круг подозреваемых был широк, но не слишком.

Крайне важным оказалось появление на сцене некоего пациента CS — мальчика, не имевшего никаких родственных связей с семьёй KE, но с аналогичным речевым дефектом.

Благодаря ему удалось установить виновника — ген FOXP2, который был повреждён и у KE, и у CS.

В Бломбосских пещерах нашлись артефакты, обладающие характерными стилистическими чертами. Они были сделаны 70 тысяч лет назад.

Ген этот принадлежит к группе, контролирующей активность прочих генов благодаря производству белка, присоединяющегося к ДНК. Из-за дефекта гена FOXP2, повреждённой оказывался и та область белка, которой он крепится к молекулам дезоксирибонуклеиновой кислоты.

В ходе дальнейшего изучения данного гена выяснилось, что его человеческий вариант (здоровый) несколько отличается от таких же генов у шимпанзе, горилл, орангутангов и мышей.

Проведённое в минувшем 2002 году исследование указало, что этот ген возник, по выражению профессора Клайна, «где-то между прошлым вторником и двумя сотнями тысяч лет назад». Скорей всего, это произошло около 50 тысяч лет назад.

Все археологические находки, относящиеся к более раннему времени, поражают своей однообразностью: одни и те же сугубо практические инструменты.

То, что относится к более поздним временам, внезапно начинает выглядеть совсем иначе. Предметы быта имеют совершенно чёткие стилистические отличия, характерные для древних обитателей того региона, в котором они были обнаружены, и только для них. У соседей аналогичные по функциональности предметы выглядят по-другому.

Ну а самое главное, появляются символические артефакты, никакой «полезной» функцией не обладающие («Кумир ты ценишь Бельведерский — ты пользы, пользы в нём не зришь»).

Один из Бломбосских артефактов.

Впрочем, одна из самых громких находок в Бломбосских пещерах в Южной Африке — куски охры, с нацарапанными на них геометрическими узорами, — были изготовлены, по-видимому, около 70 тысяч лет назад. Это самый ранний пример символического искусства.

В тех же пещерах обнаружились костяные орудия труда.

Профессор Клайн полагает, что набор языковых и предположительных «творческих» генов (которых может быть и всего десять, и сразу десять тысяч), стали следствием различных мутаций.

И именно им человечество и обязано существованием цивилизации, насколько бы хороша — или плоха — она ни была.

Генетики научились управлять стволовыми клетками