Химики создают для хирургов полимеры с памятью

Это и есть цепочки молекул полимеров, которые программируют немецкие химики (иллюстрация Deutsche Welle).

Немецкий профессор Андреас Лендлейн (Andreas Lendlein) из исследовательского центра GKSS разрабатывает необычные материалы, которые называет многофункциональными полимерами (multi-functional polymer).

«Вы можете ввести в тело достаточно крупный имплантат, но в сжатой форме — через маленький надрез, своего рода замочную скважину, — рассказал Лендлейн. — А затем, когда имплантат нагреется до температуры тела, он развернётся, и по окончании своей миссии — без следа распадётся. Вы не должны будете проводить вторую операцию, чтобы удалить его».

Таким образом, по словам исследователя, многофункциональный полимер имеет два главных качества: он «помнит» свою оригинальную форму и может без какого-либо вреда распадаться в теле.

Профессор объясняет, что его синтетические материалы с памятью формы имеют сложное внутреннее строение: цепочки молекул связаны во множестве различных точек, формируя сеть, которая может быть «запрограммирована» на то или иное поведение при воздействии разных факторов.

Учёный уже создал для хирургов специальную нить, которая может в теле при определённой температуре превратиться в петлю и изменить свою длину с 5 до 10 сантиметров.

В настоящее время Лендлейн вместе с коллегами развивают синтетические материалы, которые изменяют форму при ярком свете.

Следует отметить, что материалы, обладающие памятью формы, применяются всё чаще. С их помощью капсула-робот ползает в животе, наномускулы открывают глаза у куклы, искусственная водомерка стоит на воде, а электромеханическая змея залечивает раны.

Игра на старой дудке останавливает храп