Капсула Stardust вернулась на Землю с частицами кометы

Капсула Stardust во временной «чистой комнате» на полигоне ВВС в Юте (фото с сайта stardust.jpl.nasa.gov).

15 января возвращаемая капсула американского зонда Stardust, посетившего комету Wild 2 в январе 2004-го, благополучно приземлилась в пустыне Юты, непосредственно на территории полигона ВВС США.

Сложный проект, замысел которого родился ещё в начале 1980-х годов, принёс международному научному сообществу материал, который оставался неизменным со времени формирования нашей Солнечной системы. Это стало очередным триумфом техники: ранее «Мембрана» отслеживала истории двух других пионерских проектов по возвращению космического материала, а именно — первых образцов солнечного ветра и первых материалов с астероида (здесь и далее по ссылкам в этих новостях). Правда, те проекты отработали не столь гладко.

А вся техника капсулы Stardust (тепловой щит, тормозной и основной парашюты) прекрасно выполнили свою задачу и, судя по всему, мелкие частицы из комы и хвоста кометы, так удивившей учёных необычными формами, а также пойманные частицы межпланетной пыли, спокойно пережили посадку.

Интересно, что свои ценные образцы аппарат ловил при помощи так называемого «замороженного дыма», о котором мы подробно рассказывали.

Контейнер с образцами, извлечённый из капсулы, будет теперь заключён в другой герметичный контейнер, в котором его переправят в космический центр Джонсона (Johnson Space Center), где и вскроют (это произойдёт уже в нынешний вторник).

Как пишет BBC News, спускаемая капсула Stardust стала самым быстрым искусственным аппаратом, когда-либо возвращавшимся в атмосферу Земли.

Его скорость при входе в воздушную оболочку планеты составляла 46 тысяч 660 километров в час — то есть, почти 13 километров в секунду. Летящую капсулу, как необычайно яркий огненный шар или звезду, с длинным светящимся хвостом, наблюдали жители северо-запада США.

Раскрыт парадокс молодёжи в центре Галактики