Пищевая соль может быть терагерцевым лазером

Пример когерентного импульса в 22 терагерца (отмечен синими стрелками) в соли. Слева — диаграмма «время-частота», справа — «расстояние-частота» (иллюстрация с сайта llnl.gov).

Специалисты из американской национальной лаборатории Лоуренса Ливермора (Lawrence Livermore National Laboratory — LLNL) открыли принципиально новый способ генерации когерентного излучения, впервые за полвека с момента появления обычных лазеров.

Эксперименты в LLNL показали, что при посылке через кристаллы обыкновенной поваренной соли (NaCl) ударных волн, она генерирует пусть и слабое, но вполне уловимое когерентное электромагнитное излучение на частотах от 1 до 100 терагерц (частота эта зависит от параметров ударной волны и особенностей строения конкретного экземпляра кристалла).

Эван Рид (Evan Reed), один из авторов работы, рассказал, что учёные очень удивились: «Насколько мы знаем, когерентный свет никогда не наблюдался прежде при прохождении ударных волн через кристаллы, потому что „потрясённый“ кристалл — не очевидный источник, в котором следовало бы искать когерентное излучение».

Данное открытие подтверждено дважды — в натурных опытах и при помощи моделирования поведения кристалла на суперкомпьютере, в который были заложены уравнения движения атомов, учитывающие их взаимодействие между собой, тепловые эффекты и деформацию кристаллической решётки.

Новый тип излучателей может найти применение в оптических коммуникациях, квантовых компьютерах и системах диагностики.

Читайте также о светодиодах на основе квантовых точек.

Физики сделали невозможный лазер

22 ноября 2005

Новая винтовка лазером ослепляет врага на расстоянии

31 октября 2005

Терагерцевые волны смотрят внутрь предметов

23 ноября 2004

Гигантский боевой лазер дал первый залп

16 ноября 2004

Самый мощный в мире лазер будет лечить рак

28 июня 2004
  • Алексей Худяков  12 января, 10:36
    Новый способ генерации когерентного излучения получен не в первые за пол века. Квантово-каскадный лазер еще один способ генерации когерентного излучения. Он был теоретически описан в 1971 году советскими физиками. В настоящий момент квантово-каскадные лазеры активно исследуются, т. к. они очень эффективно генерируют когерентное терагерцовое излучение.