На новый углеродный самолёт компания Boeing ставит всё

Создавая Dreamliner, инженеры решились внедрить сразу несколько невиданных прежде новшеств (иллюстрация с сайта boeing.com).

В 2007 году в небо должен подняться новый пассажирский Boeing 7E7 Dreamliner, несущий массу оригинальных новшеств. Уже появились первые заказы от авиаперевозчиков, которые готовы приобретать этот самолёт прямо с чертёжной доски. Они рискуют. Рискует и Boeing.

Dreamliner должен получиться на 20% экономичнее, чем самые современные лайнеры сопоставимого класса. Это очень существенный скачок. И это ставка на одну карту.

Для Boeing этот проект — едва ли не последняя надежда отыграться на мировом рынке у давнего соперника — европейской фирмы Airbus, в прошлом году обошедшей американцев по продажам и споро собирающей огромные заказы на будущее.

Дело в том, что сейчас у фирмы Boeing — 7Е7 — это практически единственный находящийся в разработке проект полностью нового лайнера.

Модернизацию существующих моделей нельзя считать способом подлинной победы.

Но прежде, чем рассказать подробнее о конструкции 7E7, нужно сказать пару слов о кардинально отличной стратегии европейцев и американцев в деле завоевания кошельков авиакомпаний.

Разумеется, и те, и те строят широкий ряд лайнеров под самые различные трассы (короткие внутренние и длинные межконтинентальные) и для разного числа пассажиров. Но вот на какой самолёт две фирмы-титана делают главную ставку?

Airbus — ставит на супергигант А380, который уже в 2006 году появится на линиях (на машину уже собраны десятки заказов).

Он рассчитан на 555 пассажиров и по расходу топлива на одного пассажира будет едва не самым экономичным в мире. Но он, очевидно, рекордно выгоден лишь на длинных дистанциях и при полном заполнении салона.

Прямой конкурент этого лайнера — ветеран Boeing 747 теряет объём продаж с головокружительной скоростью.

Конечно, так говорят всегда, но создатели 7Е7 обещают невиданные прежде комфорт и продуманную эргономику салона (иллюстрация с сайта boeing.com).

Ещё у европейцев есть необычайно популярное семейство А330, рассчитанное на 250-300 пассажиров и на более-менее широкий диапазон дальностей. Это сравнительно свежая модель, весьма экономичная и привлекательная во многих других отношениях.

7Е7 призван «побить» их всех. И среднеразмерные европейские лайнеры на коротких и средних рейсах и сверхвместительный 380-й на длинных.

«Американец» будет выпускаться в трёх версиях. Основная — на 217 пассажиров с дальностью полёта 15,7 тысячи километров. На короткие рейсы — с плотной компоновкой кресел — 289 пассажиров и 6,5 тысяч километров. И удлинённый дальнобойный вариант — 257 пассажиров с дальностью 15,4 тысячи километров.

И во всех вариантах он должен быть рекордно экономичным, даже не располагая таким мощным фактором как супервместимость.

Ведь известно: с ростом числа пассажиров, под которое проектируют самолёт — расход топлива растёт медленнее, и вообще все другие расходы (хотя бы аэронавигационные сборы или зарплата пилотам) «размазываются» на большее число билетов.

Потому в своё время гигант 747 (на 450 человек) и произвёл фурор. Но теперь, когда европейцы поступили точно по американскому рецепту, Boeing почему-то решил поставить фактически своё выживание на рынке авиалайнеров на среднеразмерную модель.

Чем же должен «взять» Dreamliner? Впервые в истории пассажирский авиалайнер почти полностью будет выполнен из углеродных композитов.

Ранее на такое решение инженеры отваживались лишь в отношении хвостового оперения и некоторых других элементов планера. А тут — сильно нагруженные фюзеляж и крылья практически на 100% сделают из углеволокна.

Компании нужно будет решить массу технологических проблем. Но американцы говорят, что всё рассчитали и готовы на такой рискованный шаг.

7Е7 будет легче европейского соперника — 330-го — на 10 тонн, хотя «европеец» обладает меньшей на 3 с лишком тысячи километров дальностью, чем базовый Dreamliner.

Кстати, есть тут одна проблема. При случайных ударах (например, во время обслуживания погрузчиками в аэропорту) многослойные композиты могут получить повреждения без видимых снаружи трещин.

Решение предложено смелое — по всему корпусу будут вживлены датчики напряжений, завязанные на специальный компьютер, который всю жизнь самолёта неусыпно будет отслеживать картину внутренних нагрузок в деталях и вовремя сообщит о месте, где есть проблема.

Новый самолёт отличает сочетание умеренной вместимости с выдающейся дальностью полёта (иллюстрация с сайта boeing.com).

Разумеется, и аэродинамику нового лайнера конструкторы «рисуют» с нуля. Но львиную долю рекордной экономичности самолёту должны обеспечить новые двигатели.

Их будет две модели, на выбор покупателя: Trent 1000 от Rolls-Royce и GENX от General Electric.

Тяга каждого движка составит от 25 до 32 тонн. Технически оба в значительной степени основаны на предыдущих моторах, но всё же это — новые модели.

Обе блещут интересными решениями. Например, лезвиями вентиляторов и турбин очень сложных форм с криволинейными передними кромками, необычайно высокие степени сжатия в компрессорах, оригинальной формы камеры сгорания, широкое использование композитов и так далее, и тому подобное.

Оба движка должны выйти на новый уровень среди всех аналогов по выбросам вредных веществ и шуму.

Rolls-Royce Trent 1000 в значительной степени должен обеспечить лайнеру 7Е7 его удивительную экономичность (иллюстрация с сайта rolls-royce.com).

Кстати, практика, когда лайнер выпускается с различными моделями движков от разных компаний — далеко не нова.

Но вот впервые в истории авиации у этих совершенно разных двигателей от разных компаний будет одинаковый интерфейс управления и все разъёмы, что позволит владельцам любого 7Е7 менять при ремонте моторы самолёта на любую из двух «родных» моделей.

Многие традиционные гидравлические и пневматические системы в новом самолёте будут заменены на электрические, что необычно для пассажирского самолёта.

Естественно, машине мечты нужен салон мечты.

Инженеры говорят о новых стандартах комфорта во всех пассажирских классах — более широких и удобных креслах, большем просторе, самых крупных среди авиалайнеров иллюминаторах, в которых вместо банальных пластиковых шторок от Солнца будут установлены затемняемые электрохромные стёкла.

Соперники из Европы смотрят на эти громкие реляции со скептицизмом, резонно указывая, что расходы на топливо — это лишь пятая часть общих затрат авиакомпании на рейс.

Эксперты предсказывают поступление до 100 заказов на этот самолёт ещё до того, как он первый раз поднимется в воздух (иллюстрация с сайта boeing.com).

Но американцам есть что возразить — достоинства 7Е7 не исчерпываются экономичностью. Это ещё сочетание умеренной вместимости с очень большой дальностью полёта, что позволит авиакомпаниям открыть новые трансконтинентальные маршруты.

Дело в том, что обычные трансконтинентальные машины-гиганты экономят большие деньги лишь при полном наполнении салона.

А отсюда — малое число городов во всём мире, между которыми проходят трансокеанские маршруты и вынужденные пересадки в аэропортах для многих путешественников — ведь большие лайнеры нужно заполнять.

Так или иначе, но технологически рискованный Dreamliner — единственная карта в колоде американской компании, призванная в одиночку выиграть партию. Козырной туз? Время покажет.



Учёные изучают возможность создания бесшумных авиалайнеров

28 мая 2004

Orbital Ascender: двухкилометровый дирижабль выходит в космос

26 мая 2004

Разрешение на полёты получил второй частный космоплан

26 апреля 2004

Новым самолётам нужны птичьи крылья с рыбьей чешуёй

26 апреля 2004

Гиперзвуковой самолёт NASA установил рекорд скорости

29 марта 2004