Генетики раскрыли тайну летающих улиток

Здесь нарисован орёл, но скорее улиток возили другие птицы, например — болотные (иллюстрация Nature).

Чарльз Дарвин был прав, когда предположил, что птицы разносят улиток по всей планете. На это указывает исследование, проведённое Ричардом Присом (Richard Preece) и его коллегами из Кембриджа (University of Cambridge).

Учёные открыли, что сухопутная улитка Balea perversa,так или иначе, сумела переехать из Европы на Азорские острова, потом — «вниз» по Атлантике, к отдалённой группе островов между Южной Африкой и Южной Америкой.

Тут имеется в виду не путешествие отдельной современной особи (на корабле, скажем), а распространение вида. И это удивительная поездка в 9 тысяч километров, для животного, которое даже не знает, как плавать. Те же улитки, кажется, позже вернулись в Европу.

Острова Tristan da Cunha, где найдены похожие улитки, крайне удалены от Европы. Но исследование, проведённое Присом и его товарищами, показало, что речь идёт о том же самом роде.

Balea perversa имеют специфическую раковину, так что хорошо отличаются от других улиток. Когда-то учёные полагали, что улитки эти обитают лишь в Евразии, к северу от Гималаев, и в северной Африке. Но к удивлению биологов, в 1824 году очень похожие улитки были найдены на Tristan da Cunha.

Помня, что многие виды распространились по планете с людьми, учёные никак не могли предположить, что улитки эти попали на острова из Европы. Ведь до 1816 года на Tristan фактически не заходили корабли, а найденные улитки имели восемь разновидностей, развитие которых требовало колоссального времени.

Потому эти виды получили собственное название рода — Tristania. Спустя несколько десятилетий Дарвин высказал предположение, что улитки попали на острова, приклеившись к ногам перелётных птиц. Но эту версию посчитали смешной.

Теперь исследование анатомии улиток рода Tristania и рода Balea показало, что она — идентична. А анализ их митохондриальной ДНК указал, что это — один и тот же род.

При этом одна из разновидностей Tristania, как кажется, некоторое время назад переместилась обратно в Европу — там есть очень похожий (опять-таки, по анализу ДНК) вид.

Таким образом, современные генетические исследования подтверждают правоту Дарвина. По всей видимости, улитки действительно путешествуют поперёк планеты на ногах птиц. Прис намерен продолжить сбор доказательств.

Читайте о том, как гусеницы нападают на улиток, и как однажды США были атакованы гигантскими африканскими улитками.

Генетики обнаружили миллионы родственников короля заложников