Физики показали ядерный синтез в стакане

Лидер соносинтеза — доктор Талейархан (фото с сайта news.uns.purdue.edu).

Группа учёных из политехнического института Ренсселера (Rensselaer Polytechnic Institute), университета Пардью Purdue University и Российской академии наук опубликовала в Physical Review Letters результат новой работы по так называемому холодному ядерному синтезу.

Если говорить точно, речь идёт о «соносинтезе» (sonofusion) — возникновении реакций ядерного синтеза в растворе, внутри схлопывающихся пузырьков газа, в которых на короткое время достигаются огромные температуры (сонолюминесценция).

Явление это можно, условно, назвать холодным синтезом в том смысле, что реакция идёт в простой настольной лабораторной установке, в противовес токамакам и другим подобным машинам-гигантам, в которых учёные также пытаются осуществить аналогичные реакции, требующие колоссального нагрева плазмы.

Среди участников нового исследования: академик РАН Роберт Нигматулин и американцы Ричард Лейхи (Richard Lahey), Роберт Блок (Robert Block) и Рузи Талейархан (Rusi Taleyarkhan). Тут надо вспомнить, что Нигматулин, Лейхи и Талейархан получили большую известность ещё в 2002 году именно благодаря опытам по ядерному синтезу в условиях сонолюминесценции («Мембрана» рассказывала об этом).

Предыдущие эксперименты показывали, что звуковые волны в смеси ацетона и бензола могут генерировать пузырьки газа, при разрушении которых происходит ядерный синтез, обнаруживаемый по нейтронному излучению. Однако скептики критиковали экспериментаторов за использование внешнего источника нейтронов (он был нужен для провоцирования образования газовых пузырьков).

В новом опыте внешнего источника нейтронов нет. Вместо него физики добавили в сам раствор природный уран.

Чтобы удостовериться в наличии реакций синтеза, исследователи использовали три нейтронных датчика и один гамма-датчик. Все четыре независимо показали статистически существенное увеличение ядерной эмиссии при возникновении сонолюминесценции. Параметры нейтронного излучения указывают на дейтерий-дейтериевую реакцию, сообщают авторы работы.

Они подчёркивают, что их установка потребляет намного больше энергии, чем производит, и служит чисто исследовательским целям. Впрочем, аппарат может выступать и в роли портативного источника нейтронов для каких-либо иных опытов.

Надо добавить, что сходные эксперименты проводятся и другими группами исследователей. Подробнее о процессах, происходящих при соносинтезе вы можете прочесть тут, а о другом интересном эксперименте, продемонстрировавшем ядерный синтез на лабораторном столе — здесь.

Создана логическая схема на квантовых точках