Отпечаток пальца помог сделать научное открытие

Отпечаток пальца и выросшие на нём полимерные нановолокна (фото Greg Greico/Penn State).

Новый способ синтеза наночастиц — волокон, сфер и пластин — удалось открыть американским химикам, благодаря отпечатку пальца, случайно оставленному учёным на лабораторном оборудовании.

Пратик Манкиди (Pratik Mankidy), один из исследователей в университете Пенсильвании (Penn State University), случайно оставил отпечаток пальца на каком-то лабораторном предмете, испачканном в суперклее.

Через некоторое время, из любопытства рассмотрев отпечаток под микроскопом, учёные с удивлением обнаружили на нём россыпь выросших, словно лес, нановолокон. Так стартовало целое исследование по оригинальному способу синтеза разнообразных наночастиц.

Глава этого проекта, доктор Генри Фоли (Henry C. Foley), и его коллеги определили, какие вещества в отпечатке пальца вступили во взаимодействие с клеем, чтобы запустить процесс полимеризации.

Выяснилось, что на «горных вершинах» отпечатка возникают места каталитического синтеза, где задействуется целый набор веществ, в частности, линолевая кислота и соли (с пальцев), цианоакрилат (клей) и, конечно, вода.

Команда Фоли сумела изготовить поддельные «отпечатки» и воспроизвести процесс. При этом подбор исходных химикатов и внешних условий позволил синтезировать самые различные полимерные наноструктуры: короткие цилиндры и волокна, пластинки и даже плёнку, напоминающую плотную кучу пельменей с их характерными волнистыми краями.

Химики считают, что данный метод изготовления разнообразных наночастиц пригодится во многих областях, как в исследованиях, так и, скажем, в фармацевтической промышленности.

Также вам будет интересно прочесть об извлечении нанотрубок из глины, волокнах-инопланетянах, сражающихся с пиратами и прядильной машине для углеродных нановолокон.

45 нанометров – новый рекорд плотности микросхем