Бутерброд с ДНК обнаруживает генетические повреждения

На схеме показано, как ДНК, обёрнутая вокруг нанотрубки, изменяется под воздействием ионов и флуоресцирует (иллюстрация Michael Strano/AAAS/Science).

Человеческая ДНК, «намотанная» на углеродную нанотрубку как телефонный провод на карандаш, помогает обнаружить генетические повреждения и зарождающиеся болезни в живых клетках. Об этом сообщили Дэниел Хеллер (Daniel Heller) и его коллеги из университета Иллинойса (University of Illinois at Urbana-Champaign).

«Поверхность нанотрубки действует как датчик, обнаруживая изменение формы ДНК в ответ на присутствие ионов кальция, ртути, натрия или других веществ, которые нейтрализуют отрицательный заряд нанотрубки», — объяснил Хеллер.

Учёные говорят, что при изменении формы (читай, повреждениях) ДНК флуоресцирует под лазерным лучом, и это свечение нетрудно обнаружить:

«Это первый сенсор, который работает в ближней инфракрасной области спектра, — рассказал профессор Майкл Страно (Michael Strano). — И этот свет настолько ярок и красен, что проходит через несколько сантиметров человеческой ткани, поэтому наш датчик можно использовать в живых клетках, находящихся в теле».

Эксперименты проводились в лаборатории на живых клетках, но технология пока не опробована на человеке. Страно считает, что уже через год можно будет отслеживать лекарства, «путешествующие» по различным типам клеток.

Читайте также о нанопирамиде из молекул ДНК, ДНК-компьютере, ДНК-памяти и ДНК-роботе.

Новая еда свистит из печки о своей готовности