Плавающее «Мыло слоновой кости» очищает людей 125 лет

Между этими двумя кусками «Мыла слоновой кости» 125 лет. Справа — мыло, которое продавалось в 1880-х (фото AP).

А ведь, оказывается, есть такое мыло, с которым американцы моются аж с 1879 года. И сейчас это мыло под названием Ivory Soap отмечает своё 125-летие — очень, согласитесь, солидная продолжительность жизни для моющего средства. А ко дню рождения «Мыла слоновой кости» производитель раскрыл секреты его успеха.

Ну, для начала разберёмся с названием, то есть — узнаем, при чём тут слоновая кость. Итак, Ivory Soap — это детище компании Procter & Gamble (P&G), поэтому с неё и спрос.

В 1878 году после многих лет экспериментирования Джеймс Гэмбл (James N. Gamble) торжественно объявил, что формула белого мыла, приятная во всех отношениях, наконец-то разработана.

Стали думать, как новое мыло назвать, а результатом мозгового штурма стало незатейливое «Белое мыло» (White Soap).

Однако Харли Проктеру (Harley Procter — (видимо, это сын Уильяма Проктера, одного из двух основателей P&G) такое простодушие не понравилось. Он твёрдо стоял на том, что новое белое мыло заслуживает более броского и запоминающегося названия.

Несколько недель компания ломала головы, предлагая и тут же отклоняя неудачные варианты. А осенило господина Проктера во время посещения воскресной церковной службы — в одном из псалмов упоминаются дворцы из слоновой кости.

В октябре 1879 года первый кусок Ivory Soap был продан за 10 центов.

Эта реклама датирована 1920 годом (иллюстрация с сайта kaleden.com).

Но не только цветом и названием P&G привлекла внимание покупателей.

Самая известной особенностью «Мыла слоновой кости» стала его способность не тонуть, а плавать.

Как гласит история мыла, непотопляемость проявилась случайно и была результатом небольшой аварии на фабрике.

Вроде как рабочий пошёл обедать, забыв выключить делающую мыло машину. А когда вернулся, увидел, что мыльная смесь «сбежала», то есть — поднялась и вспенилась.

По результатам «консультации» с начальником цеха было решено досадный факт не афишировать и всё-таки пустить смесь в дело, так как она, на первый взгляд, особо не пострадала. Правильно, чего добру пропадать.

Мыло было сделано и отправлено заказчику.

Приблизительно месяц спустя в отдел по работе с клиентами P&G вдруг стали поступать заказы на «плавающее мыло». Менеджеры были, мягко говоря, озадачены и провели служебное расследование.

«Заговор» был быстро раскрыт, а непотопляемое мыло поставили на поток. Теперь P&G не делает из плавучести своей продукции никакого секрета: «Мы нарочно добавляем в мыло небольшое количество воздуха, оно становится легче воды, поэтому и плавает».

Продукт рекламировался слоганами «Это плавает» («It floats») и «Мыло, которое плавает» (The Soap that Floats).

Procter & Gamble (иллюстрация с сайта wfu.edu).

Кстати, о рекламе. Первая рекламная кампания революционного мыла была проведена в 1882 году. Ivory Soap стал одним из первых американских брендов, у которого был национальный рекламный бюджет, а также одной из первых марок, которую продвигали посредством цветной печатной рекламы.

Дебют плавающего мыла на американском телевидении также стал историческим событием: рекламные ролики демонстрировались во время первого показанного по ТВ бейсбольного матча в 1939 году, всего пять месяцев спустя после запуска телевидения в Соединенных Штатах.

Короче говоря, Ivory Soap стал первым мощно раскрученным брендом Procter & Gamble. Во всяком случае — в Соединенных Штатах. Все остальные — Tide, Pantene, Head & Shoulders, Max Factor, Cover Girl, Hugo Boss, Herbal Essences и другие — появились попозже.

«Это плавает» — строгие были у P&G рекламные плакаты (иллюстрация с сайта wfu.edu).

Как уже говорилось выше, в этом году Ivory Soap отмечает своё 125-летие, разумеется, к знаменательной дате приурочен ряд мероприятий.

Так, в Национальном музее американской истории (Smithsonian’s National Museum of American History) открылась выставка, посвященная рекламе «Мыла слоновой кости» в США в период с 1838 по 1998 годы (Ivory Project: Advertising Soap in America).

Кроме того, 8 июля 2004 года на прилавках появится книжка собственного историка P&G Эда Райдера (Ed Rider) «Прилив» («Rising Tide»), судя по названию отчасти посвящённая стиральному порошку — у автора по «Тайду» большая коллекция.

А сам Райдер сделал в рамках торжеств сенсационное заявление: по его словам, плавающее мыло появилось не в результате производственной ошибки, а было вполне осознанным изобретением одного из основателей компании.

Райдер нашёл в блокноте Джеймса Гэмбла запись, датированную 1863 годом, примерно следующего содержания: «Сегодня я сделал плавающее мыло. Думаю, мы сделаем плавающим весь наш мыльный ассортимент».

Вот расширением ассортимента мы и завершим повествование. Специально к годовщине P&G впервые за 125 лет внесла в формулу «Мыла слоновой кости» существенные изменения — для американцев это значимое событие, они об Ivory Soap уже песни слагают.

Современная упаковка, содержащая 12 кусков. Слоган «Мыло, которое плавает» дожил до наших дней (фото с сайта ivory.com).

В общем, на рынок выходит мыло Ivory Aloe — название, которое более-менее адекватно перевести нам, пожалуй, не под силу.

Скажем так: Ivory Aloe — это точно такое же мыло, только не белое, а зелёное. И оно тоже плавает.



Япония, Китай и Южная Корея создают альтернативу Windows

5 апреля 2004

Apple продала через Интернет 50 миллионов песен

16 марта 2004

Kodak и Sony воюют из-за фотографии

11 марта 2004

Операционная система Lindows сменила название из-за Windows

18 февраля 2004

Кабельный гигант не сумел поглотить компанию Уолта Диснея

17 февраля 2004