Астрономы нашли богатую металлами галактику

Вверху: луч от квазара пересёк найденную невидимую галактику на пути к нам. Ниже: спектр. Линии поглощения металлов — в правой его части. Шкала внизу — длина волны в ангстремах (иллюстрация ESO).

Селин Перо (Celine Peroux) и её коллеги из Европейской южной обсерватории в Чили (ESO) обнаружили далёкую галактику, невидимую в обычном диапазоне, содержание металлов в которой необычайно высоко.

Почти все элементы во Вселенной были синтезированы в звёздах. Оценивая, сколько звёзд сформировалось за историю Вселенной, можно вычислить, сколько было произведено металлов.

Это рассуждение давно сталкивается с очевидным противоречием: сложение количества металлов, детектируемых в отдалённых астрономических объектах и межгалактической среде — даёт не более 10% ожидаемого их количества.

Теперь астрономы «восполнили» эту таинственную недостачу. Много металлов может быть в галактиках, невидимых в обычном диапазоне.

Так команда Перо исследовала свет от квазара SDSS J1323-0021, удалённого от Земли на расстояние 9 миллиардов световых лет. Этот свет оказался частично поглощён веществом в галактике, оказавшейся точно на пути луча квазара, но ближе к нам — на расстоянии 6,3 миллиарда световых лет.

Галактика эта так далека и слаба, что непосредственно обнаружить её было нельзя. Но её присутствие выдали линии поглощения в спектре квазара, в том числе — линии соответствующие металлам.

Выяснилось, что содержание металлов (например — цинка) в межзвёздных облаках этой галактики (они и поглощали свет) — вчетверо выше, чем содержание этих же элементов в Солнце. Вообще, эта галактика весьма пыльная — сообщают исследователи.

Наблюдение было выполнено при помощи спектрометра высокого разрешения, установленного на телескопе VLT Европейской южной обсерватории.

Читайте также о раскрытии парадокса молодёжи в центре Галактики и о том, что весь космос наполнен химической основой жизни.

Странная звезда получит встречные планеты