Таинственный взрыв привёл астрономов в состояние напряжённого ожидания

Слева — снимок участка неба до взрыва, справа – зарождающаяся сверхновая (она отмечена в центре правого кадра), уже затмившая свет всей галактики, в которой находится (фото SDSS; NASA/Swift/UVOT).

Специалисты NASA зафиксировали самый загадочный гамма-взрыв из пойманных до сих пор. Вероятно, он ещё преподнесёт сюрприз, так как развитие этой далёкой катастрофы ещё не завершилось.

18 февраля нынешнего года гамма-взрыв, названный GRB 060218, первым уловил спутник Swift (подробнее о нём — здесь). Тут же множество крупных наземных телескопов было направлено в нужную сторону неба. Наблюдения продолжаются до сих пор.

Событие это произошло на расстоянии 440 миллионов световых лет от Земли, что для гамма-вспышек необычайно близко. Фактически, это второй по близости гамма-взрыв, зафиксированный до сих пор астрономами. Обычно такие вспышки приходят к нам с расстояний во много раз больших.

Вторая странность: гамма-вспышка длилась 33 минуты, против обычных для подобных событий долей секунды или десятков секунд.

И третья загадка — вспышка была относительно слабой (но при этом она всё же затмила свет от галактики, в которой находилась).

Астрономы предполагают, что это может быть совершенно новый вид гамма-взрыва, либо — гамма-взрыв, наблюдаемый нами с угла, ранее не встречавшегося.

Возможно, что GRB 060218 — это предшественник появления сверхновой, которая, как ожидают астрономы, достигнет пика своей яркости в ближайшие дни.

Как сообщает SpaceRef.com, это событие, вероятно, впервые прояснит отношения между гамма-взрывами и «обычными» взрывами сверхновых, а также – рождением (потенциально) чёрных дыр, как остатков от массивных звёзд после таких их взрывов.

Кроме того, оперативное обнаружение гамма-вспышки привело астрономов в готовность к потенциальному рождению сравнительно близкой сверхновой, которую впервые астрономы смогут изучить подробно и с самого начала.

Обычно сверхновые не обнаруживаются до тех пор, пока взорвавшаяся звезда не достигнет существенной яркости в оптическом диапазоне, то есть — спустя многие дни после начала взрыва.

Читайте также о наблюдении за рождением чёрной дыры.

Астрономы получили два новых супертелескопа