Учёные озадачены: кометы рождаются в огне?

Один из аэрогелевых блоков, заполненный драгоценными частицами кометы Wild 2 (фото с сайта stardust.jpl.nasa.gov).

Из США поступили новые данные об образцах кометного вещества, собранного ранее американским аппаратом Stardust. Самое загадочное открытие последних дней — в зёрнах кометной пыли найдены минералы, формирующиеся при температурах в тысячи градусов по Цельсию.

Напомним, что миссия Stardust завершилась триумфально. Учёные не могли нарадоваться на обширную коллекцию кометного вещества, попавшего в ловушки космического зонда.

Теперь выяснилось, что в каждой четвёртой из частиц, изученных к настоящему моменту, присутствуют «высокотемпературные» минералы, такие, как форстерит и кальциево-алюминиевые включения (CAIs), которые формируются при температурах выше тысячи градусов по Цельсию. Также были найдены другие неожиданные «ингредиенты» — минералы, богатые титаном, и даже оливин.

Но кометы формировались в холодных внешних пределах ранней Солнечной системы, где мог «выжить» лёд, и никогда не подвергались такому нагреву. А это значит, что их история куда более сложна, чем предполагалось ранее, и они представляют собой смесь компонентов, сформированных в самых различных «климатических зонах» молодой Солнечной системы — как на её периферии, так и в близи её центра, где тогда было очень горячо.

Учёные видят две возможности для появления «высокотемпературных» минералов в составе комет. Первая: это может оказаться подтверждением ранее высказанной гипотезы об X-ветре — мощных выбросах молодого Солнца, выдувавших во внешние области зарождающейся планетной системы капельки расплавов из центрального её района.

Вторая версия заключается в том, что данные минералы были сформированы около других звёзд, и лишь потом, после странствий по космосу, попали в Солнечный протопланетный диск.

«Обе возможности — очаровательны. Дальнейший изотопный анализ этих минералов, вероятно, поможет сориентироваться в этих гипотезах», — пояснил главный учёный проекта Stardust, Дональд Браунли (Donald Brownlee) из университета Вашингтона (University of Washington).

Зоркий сыщик бросил якорь у Марса