Самолёт Kelvin 40: реактивное художество едет в Ле Бурже

Kelvin 40 — мечта художника о полёте (фото с сайта marc-newson.com).

Любой хороший автомобиль, самолёт или, скажем, мост — являются подлинными произведениями искусства. Но справедливо ли обратное утверждение? Может ли художник создать самолёт, способный летать? Мировое турне персонального реактивного самолёта Kelvin 40 — пример такого превращения.

Известный британский дизайнер Марк Ньюсон (Marc Newson), владелец одноимённой компании, создал много любопытных вещей — от часов и мебели, интерьеров отелей и ресторанов до концепт-каров.

Он сотрудничал со многими известными компаниями. А недавно, к примеру, спроектировал форму для команды Австралии, в которой она выйдет на нынешние Олимпийские игры в Афинах.

Почему именно Австралийской — понятно: Марк родился в Австралии и долгое время жил там, лишь позднее перебравшись в Европу.

В ряду сервизов, велосипедов, кресел и интерьеров для баров самолёт «от Ньюсона» выглядит необычно.

Но в авиации Марк не совсем новичок — он, например, создал интерьер французского реактивного самолёта бизнес-класса Dassault Falcon 900B.

Впрочем, интерьер-интерьером, а замахнуться на целый самолёт… Да ещё такой необычный — персональный реактивный двухместный самолёт. И претендовать на техническую реальность проекта!

Марк Ньюсон (фото с сайта media-globe.com).

«Я люблю реактивные самолёты, — заявил Ньюсон. — Я часто путешествовал самолётом… И сегодня приблизительно половина моей работы имеет отношение к аэронавтике. Кроме того, спроектировать полный реактивный самолёт, а не только его интерьер — всегда было моей мечтой.

Другая причина, почему так важно для меня принять этот вызов — это моё вдохновение и понимание материалов, и способов работать с ними.

Всё, что мы называем „новыми материалами“, так или иначе, были разработано именно в авиационной промышленности».

А какой художник не мечтает всласть «полепить» из самой «высокотехнологичной глины»? Итак, Ньюсон доверился своему чутью, ну и компьютерному моделированию, добавим, тоже.

В качестве «глины» выступили алюминиевые сплавы и углеродные композиты.

Почти полностью ручная работа заняла два года, и вот теперь миниатюрный самолёт Kelvin 40 совершает мировое турне, пусть и в качестве «скульптуры самолёта» или высокотехнологичного произведения искусства.

Прежде чем заняться «лепкой», Ньюсон сделал массу набросков (фото с сайта reluct.com).

Машина имеет размах крыльев 8 метров и длину 8,14 метра.

Её вид вызывает ассоциации с самолётами-невидимками, опытными и серийными боевыми машинами, построенными по схеме самолёт-крыло, а ещё — реквизитами для какого-нибудь фантастического фильма.

Впрочем, кто сказал, что персональные реактивные крылатые машины не перестанут быть фантастикой лет через десять?

Только что Kelvin 40 демонстрировался в Париже, а теперь его ждут Нидерланды, Великобритания, США и Япония. Завершится же тур, опять-таки, во Франции — на следующем авиасалоне в Ле Бурже, в 2005 году.

Тут уместно пояснить, почему этот самолёт часто именуют в прессе скульптурой. Дело в том, что создавался он всё же — как дизайнерская концепция, а не как полноценный (до последнего болта) проект реактивной машины.

Но это вовсе не значит, что у него нет начинки. Разве на пути к своёй мечте можно останавливаться на полпути?

Ньюсон заключил соглашение о сотрудничестве со всемирно известной французской компанией Snecma — производителем авиадвигателей.

Фантастический аппарат будущего или, в другом ракурсе — классический НЛО (фото с сайтов onoci.net и le-webmag.com).

Заметим, подключение французов произошло уже на заключительном этапе работы художника.

«Он в совершенстве схватывает механику, переходит прямо к сути, задаёт правильные вопросы и остаётся очень реалистичным. Наш диалог был больше похож на беседу двух техников, ищущих решения, чем на тонкую встречу искусства и технологии», — так описал своё взаимодействие с дизайнером один из менеджеров Snecma Жан-Пьер Мола (Jean-Pierre Maulat).

Значит ли это, что Kelvin 40 когда-нибудь полетит? Вопрос интересный. И на него нет однозначного ответа. Всё же создать концепт, пусть и с внутренним содержанием, и реальный самолёт — «две большие разницы».

Одна из виртуальных «продувок» машины Марка Ньюсона (иллюстрация с сайта onera.fr).

И всё же воплощённая мечта Марка способна на полёт. По крайней мере, с точки зрения аэродинамики и распределения массы узлов по конструкции.

Это показало компьютерное моделирование и продувки масштабной копии самолёта в аэродинамической трубе, проведённые во Франции.

Самолёт, как в виртуальном образе, так и в виде модели, на всех режимах полёта зарекомендовал себя отлично.

Марк занял место в своём самолёте — если очень хочется летать, художник может стать и инженером, и пилотом. Но пока Kelvin 40 уступает место на взлётной полосе другим машинам (фото с сайтов onoci.net и marc-newson.com).

Что же нас ждёт в Ле Бурже? В точности не знаем. Зато можем сказать, что само имя машины — это отсыл к смелым экспериментам, к прорыву в неизвестное.

Ведь имя было взято сразу от двух человек. От реального — знаменитого английского физика XIX столетия — сэра Вильяма Томсона, лорда Кельвина, а также — вымышленного — Криса Кельвина — главного героя «Соляриса» Станислава Лема.

А число 40? Это возраст автора самолёта. Как там говорилось в известном фильме? В 40 всё только начинается.



Летающие роботы начали ловить незаконных иммигрантов

28 июня 2004

Концепткар Volvo YCC: воплощение женского склада ума

24 июня 2004

И никаких гвоздей: мебель можно собрать без крепежа и инструментов

18 июня 2004

Наследница графа Цеппелина отправляет в рейс новый дирижабль

15 июня 2004

На новый углеродный самолёт компания Boeing ставит всё

3 июня 2004