Любой хороший автомобиль, самолёт или, скажем, мост — являются подлинными произведениями искусства. Но справедливо ли обратное утверждение? Может ли художник создать самолёт, способный летать? Мировое турне персонального реактивного самолёта Kelvin 40 — пример такого превращения.
Известный британский дизайнер Марк Ньюсон (Marc Newson), владелец одноимённой компании, создал много любопытных вещей — от часов и мебели, интерьеров отелей и ресторанов до концепт-каров.
Он сотрудничал со многими известными компаниями. А недавно, к примеру, спроектировал форму для команды Австралии, в которой она выйдет на нынешние Олимпийские игры в Афинах.
Почему именно Австралийской — понятно: Марк родился в Австралии и долгое время жил там, лишь позднее перебравшись в Европу.
В ряду сервизов, велосипедов, кресел и интерьеров для баров самолёт «от Ньюсона» выглядит необычно.
Но в авиации Марк не совсем новичок — он, например, создал интерьер французского реактивного самолёта бизнес-класса Dassault Falcon 900B.
Впрочем, интерьер-интерьером, а замахнуться на целый самолёт… Да ещё такой необычный — персональный реактивный двухместный самолёт. И претендовать на техническую реальность проекта!
«Я люблю реактивные самолёты, — заявил Ньюсон. — Я часто путешествовал самолётом… И сегодня приблизительно половина моей работы имеет отношение к аэронавтике. Кроме того, спроектировать полный реактивный самолёт, а не только его интерьер — всегда было моей мечтой.
Другая причина, почему так важно для меня принять этот вызов — это моё вдохновение и понимание материалов, и способов работать с ними.
Всё, что мы называем „новыми материалами“, так или иначе, были разработано именно в авиационной промышленности».
А какой художник не мечтает всласть «полепить» из самой «высокотехнологичной глины»? Итак, Ньюсон доверился своему чутью, ну и компьютерному моделированию, добавим, тоже.
В качестве «глины» выступили алюминиевые сплавы и углеродные композиты.
Почти полностью ручная работа заняла два года, и вот теперь миниатюрный самолёт Kelvin 40 совершает мировое турне, пусть и в качестве «скульптуры самолёта» или высокотехнологичного произведения искусства.
Машина имеет размах крыльев 8 метров и длину 8,14 метра.
Её вид вызывает ассоциации с самолётами-невидимками, опытными и серийными боевыми машинами, построенными по схеме самолёт-крыло, а ещё — реквизитами для какого-нибудь фантастического фильма.
Впрочем, кто сказал, что персональные реактивные крылатые машины не перестанут быть фантастикой лет через десять?
Только что Kelvin 40 демонстрировался в Париже, а теперь его ждут Нидерланды, Великобритания, США и Япония. Завершится же тур, опять-таки, во Франции — на следующем авиасалоне в Ле Бурже, в 2005 году.
Тут уместно пояснить, почему этот самолёт часто именуют в прессе скульптурой. Дело в том, что создавался он всё же — как дизайнерская концепция, а не как полноценный (до последнего болта) проект реактивной машины.
Но это вовсе не значит, что у него нет начинки. Разве на пути к своёй мечте можно останавливаться на полпути?
Ньюсон заключил соглашение о сотрудничестве со всемирно известной французской компанией Snecma — производителем авиадвигателей.
Заметим, подключение французов произошло уже на заключительном этапе работы художника.
«Он в совершенстве схватывает механику, переходит прямо к сути, задаёт правильные вопросы и остаётся очень реалистичным. Наш диалог был больше похож на беседу двух техников, ищущих решения, чем на тонкую встречу искусства и технологии», — так описал своё взаимодействие с дизайнером один из менеджеров Snecma Жан-Пьер Мола (Jean-Pierre Maulat).
Значит ли это, что Kelvin 40 когда-нибудь полетит? Вопрос интересный. И на него нет однозначного ответа. Всё же создать концепт, пусть и с внутренним содержанием, и реальный самолёт — «две большие разницы».
И всё же воплощённая мечта Марка способна на полёт. По крайней мере, с точки зрения аэродинамики и распределения массы узлов по конструкции.
Это показало компьютерное моделирование и продувки масштабной копии самолёта в аэродинамической трубе, проведённые во Франции.
Самолёт, как в виртуальном образе, так и в виде модели, на всех режимах полёта зарекомендовал себя отлично.
Что же нас ждёт в Ле Бурже? В точности не знаем. Зато можем сказать, что само имя машины — это отсыл к смелым экспериментам, к прорыву в неизвестное.
Ведь имя было взято сразу от двух человек. От реального — знаменитого английского физика XIX столетия — сэра Вильяма Томсона, лорда Кельвина, а также — вымышленного — Криса Кельвина — главного героя «Соляриса» Станислава Лема.
А число 40? Это возраст автора самолёта. Как там говорилось в известном фильме? В 40 всё только начинается.