Корейские учёные создали клонированный эмбрион человека

Корейские исследователи не стали использовать пипетку, чтобы извлечь ядро из яйцеклетки. Они сделали отверстие во внешней мембране. Возможно, именно это было ключевым фактором их успеха в создании эмбриона (фото W. S. Hwang).

Благодаря южнокорейским учёным терапевтическое клонирование больше не теория, а реальность. Впервые удалось в лаборатории вырастить клонированный эмбрион человека и получить от него стволовые клетки. Это достижение, это несомненный прорыв.

Можно сказать, запахло революцией в медицине. Появилась надежда, что совершенная технология терапевтического клонирования, наконец, появится.

Это означало бы разработку новых методик лечения диабета, болезней Альцгеймера и Паркинсона, многих других опаснейших заболеваний, а в конечном счёте — пересадку пациентам их собственных клеток, тканей и органов.

Наверное, многие согласятся, что прорыва в клонировании именно от Южной Кореи мало кто ждал. Но теперь это не важно.

В общем, группу исследователей возглавляют ветеринар, эксперт в области клонирования, У Сок Хван (Woo Suk Hwang) и гинеколог Шин Ён Мун (Shin Yong Moon) из Национального университета в Сеуле (Seoul National University).

Правда, есть у них и американские соавторы. Один их них, профессор из Мичигана Жозе Сибелли (Jose Cibelli), говорит, что первую версию рукописи получил из Кореи по электронной почте в июне 2003 года.

По его словам, письмо ничем не бросалось в глаза, таких приходят десятки: «Они хотели, чтобы я прокомментировал рукопись и порекомендовал, где и кому её представить. Но когда я увидел эти данные, то чуть со стула не упал».

Вот так, теперь результаты работы будут опубликованы в авторитетном американском журнале Science, а это значит, что они прошли тщательную научную экспертизу и не подлежат, в общем-то, сомнению. Наверное, вскоре научный люд будет сыпаться со стульев гроздьями.

Итак, мы уже сообщали, что в Сеульском университете не просто впервые в мире (заявления сектантов и скандальных докторов не в счёт) создали клонированный эмбрион человека из сотни клеток и извлекли из него стволовые клетки.

Клонированный эмбрион человека из 8 клеток. У корейцев клеток, в конечном счёте, было 100 (фото W. S. Hwang).

Там, если верить журналу Wired, получили группу клеток, которая потенциально может самокопироваться. Первая «линия» скопировала себя 70 раз.

Ну, а у корейской женщины теперь в запасе имеется некоторое количество стволовых клеток, которые могут однажды заменить любую повреждённую или больную клетку в её организме с наименьшей вероятностью отторжения. Неизвестно только, удастся ли ей воспользоваться этими «запчастями».

Вы уже знаете, что если клонировать овец, коров и других животных учёным до сих пор удавалось, то добраться до приматов или людей никак не получалось. То есть, были сведения, что клонированный эмбрион был выращен до 6 или 16 клеток, но попытки извлечь стволовые клетки, очевидно, не предпринимались, и не было ясно, как долго этот клон жил.

А корейцы смогли усовершенствовать ту же самую технологию, известную как передача ядра соматической клетки. У них имелись 242 яйцеклетки, пожертвованные 16 женщинами-добровольцами. Ещё они передали учёным клетки яичников. Абсолютно, заметим, безвозмездно.

Чтобы стимулировать яичники для производства большего, чем обычно количества яйцеклеток, их подвергли гормональной обработке.

Таким образом, у южнокорейских учёных материала для работы было гораздо больше, чем когда-либо имели их коллеги. Но работали они осторожнее, тоньше и изящнее, чем другие учёные. Например, вместо того, чтобы извлечь ядро яйцеклетки пипеткой, которая может повредить белки, они сделали крошечное отверстие и ядро мягко выдавили.

Затем на его место было помещено ядро клетки яичника (cumulus cell), взятое у той же самой женщины, которой принадлежит яйцеклетка. Эту женщину, собственно, и клонировали. Стало быть, клонированные эмбрионы были 100-процентными генетическими копиями этой кореянки.

Колония недифференцированных эмбриональных стволовых клеток человека при 10-кратном увеличении (фото Univ. of Wisc.-Madison/Reuters).

Самое крупное достижение в том, что исследователи заставили 19 (по другим данным, 30) из 66 клонированных яйцеклеток развиться в бластоцисту. На этой стадии развития зародыш представляет собой полый пузырёк со скоплением клеток на одной из сторон.

Из бластоцисты уже можно получить стволовые клетки, и  корейцы сделали это. Более того, они заставили их превратиться в другие виды клеток, включая клетки мускула, кости и хряща. Одним словом, молодцы.

Разумеется, на (ещё раз назовём их причудливые имена) У Сок Хвана и Шин Ён Муна сразу же обрушились критики из числа противников абортов и религиозных групп.

Дескать, после извлечения стволовых клеток 100-клеточный эмбрион разрушается химикатами или электричеством, а процесс этот — убийство.

А то, что не было никакой спермы, никакой матки, ничего похожего на человека — лишь видимое исключительно под микроскопом соединение клеток в пробирке — это их не смущает. Убийство, и всё тут.

Впрочем, учёным, занимающимся терапевтическим клонированием, к таким обвинениям не привыкать. Многие научились пропускать их мимо ушей. Другое дело, что им необходима поддержка. Как финансовая и законодательная, так и общественная. Думается, поддержать необходимо.

Попытка клонировать человека провалилась