Биологи впервые создали виртуальную модель вируса

Это изображение создал Антон Архипов (Anton Arkhipov), используя софт VMD (Visual Molecular Dynamics). То есть, перед нами не сама компьютерная модель (иллюстрация University of Illinois at Urbana-Champaign).

Всего 50 наносекунд просуществовала первая в мире компьютерная модель вируса, собранная американскими учёными из миллиона с лишним «цифровых атомов». На большее не хватило вычислительных мощностей одного из самых больших и самых быстрых в мире компьютеров NCSA.

Первое цифровое моделирование всей формы жизни целиком осуществили специалисты университетов Иллинойса (University of Illinois at Urbana-Champaign) и Калифорнии (University of California at Irvine).

Впрочем, многие учёные предпочитают называть вирусы не формами жизни, а «частицами»: хотя они и содержат РНК или ДНК, копировать себя они могут только в других живых клетках. Как бы там ни было, но создать виртуальную копию сателлита вируса табачной мозаики, окружённого капелькой воды, учёным удалось.

Этот сателлит был выбран из-за небольшого размера и общей простоты — он настолько прост, что может заразить клетку только в том случае, если до неё уже добрался другой вирус — табачной мозаики.

Компьютерная модель признана крупным научным достижением, которое может привести к лучшему пониманию действий вирусов, которые являются причиной болезней, типа гриппа и СПИДа, а также поможет в строительстве наномашин.

В то же время один из авторов работы, физик Клаус Шультен (Klaus Schulten) из университета Иллинойса, пошутил в том духе, что пройдёт ещё очень много времени до того, как «учёные смоделируют цифровую собаку, качающую хвостом». И трудности, которые испытывают исследователи, пытающиеся оцифровывать кишечную палочку, тому наглядное подтверждение.

Неправильная раковина спасает моллюсков от крабов