Саранча помогает делать новые микрофоны

Антенны москита — прообраз новой техники (фото Daniel Robert).

Профессор Дэниел Роберт (Daniel Robert) и его коллеги из университета Бристоля (University of Bristol) изучают «уши» саранчи и антенны москита, чтобы научится создавать необычайно чувствительные микрофоны.

Саранча слушает с помощью крошечных мембран, толщиной всего в микрон. Они обладают рядом интересных механических свойств и колеблются, в ответ на звуки, с амплитудой в какие-то нанометры. Москиты также «вооружены» необычными микрофонами — антеннами с 15 тысячами сенсорных клеток.

Даниель Роберт поясняет суть работы: «Мы нашли, что различные звуковые частоты вызывают совершенно разный механический отклик в системе слушания саранчи. Изучая эти крошечные движения и понимая, как слабые звуковые волны превращены в механические „ответы“, мы, в конце концов, сможем проектировать микрофоны, основанные на этих природных слуховых системах. Они могли бы обнаруживать крайне слабые звуки и анализировать их спектр. Это то, что нынешние микрофоны сделать не в состоянии».

Для анализа строения и работы слуховых систем насекомых авторы этого исследования применяют самые разнообразные методы: лазерную доплеровскую виброметрию, атомный силовой микроскоп и так далее, составляя трёхмерные компьютерные модели.

Учёные особо подчёркивают, что это успешное исследование стало возможным благодаря мультидисциплинарному подходу — объединению в одну команду биологов, физиков и инженеров.

Читайте историю жужжащего мичмана, который никак не может себя оглушить.

Речные раки помогают NASA осваивать космос