Европейцы проектируют телескоп-омар

Вверху: концепция «Омара». Внизу: его возможное размещение на МКС (иллюстрации с сайта news.bbc.co.uk).

Доктор Найджел Баннистер (Nigel Bannister) и его коллеги из университета Лестера (University of Leicester) разрабатывают проект рентгеновского телескопа-омара, способного за короткое время проводить съёмку всего звёздного неба.

Живой омар обладает очень широким полем зрения и достигает этого при помощи множества каналов-световодов, концентрирующих свет отражением, а не преломлением в линзах, как в глазах, к примеру, людей. Тот же принцип (многократного отражения от стенок) применяется в рентгеновской оптике.

Вдохновившись глазом омара, британцы решили создать необычный орбитальный рентгеновский телескоп «Омар» (Lobster All-Sky X-ray Monitor).

«В астрономии вы должны смотреть в правильное место и в нужное время. Это означает или быть удачливым, или смотреть всюду и сразу. Наш инструмент использует вторую тактику», — пояснил доктор Баннистер.

Аппарат будет включать в себя шесть модулей, вместе перекрывающих полосу в 180 градусов. Если телескоп поместить на 90-минутной околоземной орбите, то каждые полтора часа он будет охватывать съёмкой всю небесную сферу.

Предполагается, что «Омар» может быть смонтирован как внешнее оборудование МКС (на европейском или российском сегменте), либо выведен самостоятельно, как спутник. Как только прибор будет фиксировать интересное «рентгеновское» событие (вспышку, вызванную поглощением звезды чёрной дырой и так далее), он отправит сигнал на Землю, где астрономы направят в нужную точку неба наземные и орбитальные инструменты.

Кстати, аналогичную задачу «часового» сейчас выполняет американский спутник Swift (читайте о нём здесь, тут и тут).

Между прочим, необычные глаза омара, мухи, трилобита и морской звезды послужили прототипами глаз для роботов.

Астрономы получили два новых супертелескопа