Бактерия не отдаёт людям самый прочный клей в мире

На этом снимке две бактерии C. crescentus соединились своими «стеблями» с целью размножения (фото Yves Brun/Indiana University).

Учёные из университета Индианы (Indiana University) вместе с коллегами из других американских университетов обнаружили, что одноклеточная бактерия Caulobacter crescentus, живущая в водоёмах, использует, пожалуй, самый прочный клей на Земле.

Выяснилось: для того, чтобы оторвать микроманипулятором единственную бактерию от стеклянной пипетки, требуется применить силу в 1 микроньютон, что, из-за крохотных размеров организма, «производит» огромную нагрузку — 70 ньютонов на квадратный миллиметр. Этот предел прочности данного соединения эквивалентен 5 тоннам на квадратный дюйм или 3-4 автомобилям, «наваленным сверху».

Для сравнения: самый прочный из продающихся в магазине суперклеев «лопается» при 18-28 ньютонах на квадратный миллиметр.

C. crescentus прикрепляет себя к речным камням и внутренностям водопроводных труб с помощью длинного стройного «стебля», на конце которого имеются полисахариды, цепочки сахарных молекул. Благодаря ним, вероятно, и происходит прилипание. Впрочем, это ещё не доказано.

Очевидно, что создание аналогичного по свойствам «природного» клея принесёт человечеству пользу. Например, речь может идти о разлагаемом микроорганизмами хирургическом пластыре, ведь, вдобавок ко всему, бактерия обитает в воде «из-под крана» и не представляет никакой угрозы здоровью людей.

Бактериологам уже удалось «при помощи специальных мутантов» изолировать клей на стеклянных поверхностях, но вот отделить клейкое вещество от них пока не получается.

Читайте также о том, как химики идентифицировали ключевой компонент натурального суперклея, с помощью которого мидии прикрепляют себя к скалам.

Потерянное звено между рыбами и наземными тварями наконец-то найдено