Одномолекулярный автомобиль получил мотор

Реконструкция движения наноавтомобиля (иллюстрация Takashi Sasaki/Rice University).

Джеймс Тур (James Tour) из техасского университета Райса (Rice University), прославившийся прошлой осенью созданием работоспособного автомобиля из единственной сложной молекулы, теперь ещё имплантировал в него мотор.

Напомним, одномолекулярный автомобиль имел раму и четыре колеса, состоял же всего примерно из 300 атомов и передвигался по плоской поверхности при нагреве среды.

Теперь же он способен двигаться за счёт встроенного двигателя. Двигатель — это молекулярная структура, которая была развита Беном Феринга (Ben L. Feringa) из нидерландского университета Гронингена (University of Groningen).

Тур и его коллеги в университете Райса модифицировали эту молекулу и приспособили её к раме своего автомобиля. Когда на наномотор попадает луч света, он начинает вращаться, передвигая автомобиль наподобие гребного колеса старинного парохода.

Любопытно, что с прежними колёсами (это были углеродные бакиболлы) новый двигатель не желал сотрудничать. Пришлось заменить колёса на их осях — теперь это сферические комплексы из атомов углерода, бора и водорода, называнные p-карбораном (p-carborane).

Наноавто имеет габариты 3 х 4 нанометра (20 тысяч штук поместятся на поперечнике волоса) — это первый транспорт в наномасштабе, снабжённый встроенным мотором. Его авторы мечтают о создании наномашин — сборщиков других наномашин, и наноавтомобиль — шаг в этом направлении.

О других любопытных опытах над атомами и молекулами вы можете прочесть в нашем разделе нанотехнологии.

Новая техника выявляет яды при помощи золотых наночастиц