Ожирение может изменить облик американских городов

Неизвестно, насколько этот курьёзный снимок соответствует действительности, но изложенную в статье проблематику он иллюстрирует довольно наглядно (фото с сайта lordoric.free.fr).

В первых числах июня 2004 года один из национальных научно-медицинских институтов США (NIEHS) провёл в Вашингтоне трёхдневную конференцию. Говорили о проблеме ожирения американцев. А среди прочих методов борьбы был предложен радикальный вариант — перепланировка городов.

У института NIEHS (National Institute of Environmental Health Sciences), как видно из названия, специализация достаточно широкая: здравоохранение, окружающая среда, наука — всё вместе, в связке одной.

Поэтому на конференции собрались специалисты самого разного профиля. Были и медицинские эксперты, и архитекторы-градостроители, и инженеры. Говорят, делегаты стояли в очереди, чтобы посетить мероприятие.

А затея с перестройкой целых городов исходила, вроде как, от чиновников, работающих во благо американского здравоохранения. Способ решительный, ничего не скажешь.

Но их озабоченность понять не сложно. Грузными или тучными, по разным данным, считаются от половины до двух третей взрослых граждан США.

Чем это грозит им и всей стране, объяснять не надо — пишут и говорят об этом много. Только вот толку пока мало.

Сколько в США ни проводят кампаний, призывающих людей быть разборчивыми в употреблении пищевых продуктов, заниматься спортом или, на худой конец, просто побольше ходить пешком или ездить на велосипеде, американцы — нет, всё грузнеют и тучнеют.

Домик в пригороде и автомобиль являются воплощением американской мечты, и граждан мало заботит, как это осуществление влияет на состояние их здоровья. Негативно влияет, конечно.

Конечно, можно в отношении американцев говорить банальное «зажрались», но ведь ожирение — не только американская проблема (фото с сайта accurate-diet-pills.com).

В типичном американском районе единственным способом добраться до работы, магазина, школы или чего-нибудь ещё, остаётся поездка на машине.

Справедливости ради, надо отметить, что американцы едут на автомобиле в магазин потому, что до него реально нужно ехать. Не через дорогу они на машине переезжают. Просто инфраструктура так «заточена», под автомобилистов.

Соответственно, кое-где даже нет тротуаров, велосипедных дорожек и других мест, где «безлошадный» человек мог бы проявить физическую активность. Дорожки для своих двоих канули в лету, а тут — бац, эпидемия ожирения.

Есть, правда, парки культуры и отдыха, околоспортивные сооружения и специально отведённые для пешеходных прогулок места, но должной востребованности всего этого не ощущается.

Вот поэтому и заговорили чиновники с архитекторами о перепланировке городов.

Причём им есть, на что опереться в своих доводах: прошлогоднее исследование показало, что здоровье людей, живущих в благоприятных для ног местах, получше, чем у жителей областей с зависимостью от автомобиля.

У пешеходов вес ниже, гипертония их не берёт, ну и так далее. А раз так, значит, американцев нужно поскорее вытаскивать из машин. Только пока ходить им нужно будет далеко, да ещё и по обочине. Неудобно и опасно.

Организатор конференции NIEHS Аллен Дирри (Allen Dearry) надеется доказать эффективность перепланировки городов для борьбы с ожирением (фото с сайта nih.gov).

А методика перепланировки городов представляется очень простой. Нужно сделать так, чтобы в пределах пешеходной или велосипедной досягаемости находилось всё необходимое: офисы, учебные заведения, магазины и так далее. И чтоб всё это было удачно соединено бульварами и дорожками.

Опытный образец такого «антиожирительного» городка уже существует в Северной Калифорнии, Southern Village называется.

Впрочем, у перестройки городов есть и противники. Точнее скептики, которые указывают — нет никаких доказательств того, что проживание в независимых от автомобилей сообществах фактически останавливает ожирение.

Вдруг перелопатим города, а американцы и там будут тучнеть и грузнеть?

Или наоборот — люди не захотят рисковать собой на открытом воздухе из-за социальных факторов, например, преступности. Короче говоря, сама перестройка городов не даёт никаких гарантий.

Тем не менее, в NIEHS от этого варианта борьбы с ожирением не отказываются и намерены его детально изучить. У института имеется $3-миллионое финансирование, чтобы провести такое исследование в следующем году.

По карте «антиожирительного» городка Southern Village видно, что в нём полным-полно зелени и пешеходных зон (иллюстрация с сайта southernvillage.com).

Кстати, аналогичная работа ведётся в рамках национальной программы Active Living by Design. Но это всё частности, если взглянуть на проблему шире.

Ведь смотрите, что получается: люди вынуждены отказываться от благ цивилизации (в данном случае автомобилей), чтобы выжить.

Другими словами, ожирение заставляет человека отмотать прогресс с его достижениями назад.

Стало быть, можно предположить, какими будут следующие шаги в данном направлении.

Возьмём хотя бы пульты дистанционного управления. Если человек от них откажется, ему придётся, как говаривал Жванецкий, «встать, одеться, приготовить, потом раздеться, лечь и выпить». Чем не восполнение недостатка подвижности?

Сюда же можно отнести беспроводные телефоны: поход через всю квартиру к стационарному аппарату может дать оздоровительный эффект. При желании список можно продолжить.

Есть и ещё один путь. Помните тележки в супермаркетах, которые сжигают калории покупателей, потому что их трудно перед собой толкать?

В данном случае речь идёт уже о преобразовании повседневных вещей в неудобные и недружелюбные к человеку, но необходимые предметы. Чтобы он напрягся в лишний раз.

В общем, перепланировка городов — это ещё цветочки. То ли ещё будет.



Британским пациентам выдают лекарства по штрихкоду на руке

8 июня 2004

Высокий социальный статус человека продлевает его жизнь

8 июня 2004

Ядовитая пыль из компьютера угрожает здоровью человека

4 июня 2004

Сухие молочные смеси опасны для детей

3 июня 2004

VentrAssist — полувечный двигатель для человеческого сердца

3 июня 2004