В Антарктиде найдены тайные реки

Подо льдом Антарктиды могут скрываться ещё тысячи неоткрытых озёр и, как теперь выясняется, также и рек (фото с сайта northcoastcafe.typepad.com).

Дункан Винэм (Duncan Wingham) из университетского колледжа Лондона (University College London) и его коллеги из ряда других организаций опубликовали в журнале Nature исследование, показывающее новые опасности бурения подлёдных озёр Антарктиды.

Опираясь на данные спутниковых измерений, учёные вычислили, что древние подлёдные озёра (если не все, то очень многие из них) соединены разветвлённой системой скрытых рек. А это значит, что любое бурение до такого озера, с целью анализа образцов, ставит под угрозу загрязнения современными веществами и микробами не только одно это озеро, но все с ним связанные.

Ранее учёные высказывали предложение апробировать технику «стерильного» бурения на каком-нибудь маленьком антарктическом озере, прежде, чем пробиться к самому крупному из них — озеру Восток (где недавно нашли следы бактерий). Но теперь нужно будет пересмотреть эти планы.

Пока в Антарктиде открыто более 150 подлёдных озёр, лежащих на глубинах порядка 3-х километров. Большинство из них — мелкие, хотя, скажем, два «новичка» — "90 градусов на восток" и «Советская» — весьма велики.

Наличие дренажа заставляет учёных отказаться от прежнего представления, что в каждом из таких озёр законсервированная миллионы лет назад жизнь продолжала развиваться автономно.

И хотя от атмосферы эти озёра изолированы — они сообщаются между собой. Причём сообщение это, вероятно, носит импульсный характер. Мощные потоки воды, которые британский учёный сравнивает по размерам с Темзой, время от времени переливаются из одного озера в другое, скажем, из-за колебаний давления льда над ними.

Даже озеро Восток, сейчас, по-видимому, совершенно изолированное, раз в несколько тысяч лет вполне могло генерировать такие разовые выбросы, достигающие по подлёдным каналам побережья континента и оказывающие сильное воздействие на океанские течения южного полушария.

В Сахаре найден кратер диаметром 31 километр