Летучие мыши используют стратегию управляемых ракет

Профессор Гхош утверждает, что одна и та же причина – необходимость быстро достичь цели — руководит и инженерами, и летучими мышами (фото с сайта fcps.k12.va.us).

Профессор Каушик Гхош (Kaushik Ghose) и его коллеги из университета Мэриленда (The University of Maryland) установили, что стратегия охоты летучих мышей не уступает по сложности программе, управляющей ракетой, идущей на перехват самолёта.

Статья об этом открытии размещена в «Публичной научной библиотеке» (Public Library of Science). В этой работе, рассказывающей об исследованих, проведённых в университете Мэриленда, биологи неожиданно заговорили об управляемых ракетах. И, оказывается, неспроста: ведь летучие мыши во время охоты используют почти «компьютерные» технологии.

Применяя в своих лабораторных экспериментах инфракрасные видеокамеры, исследователи с удивлением обнаружили, что большая бурая летучая мышь (Eptesicus fuscus) решает довольно сложную геометрическую задачу минимизации времени, требующегося для перехвата летающих насекомых.

Характерно, что выявленная стратегия не имеет ничего общего с подобным поведением у человека или других животных.

Прокручивая видеозаписи на замедленной скорости, учёные обнаружили, что летучая мышь не просто старается лететь как можно быстрее, чтобы настигнуть преследуемое насекомое. Кроме этого она постоянно меняет скорость и направление атаки в соответствии со скоростью и траекторией движения насекомого.

Летучая мышь с постоянством компасной стрелки сохраняет «прицел» на атакуемый объект, даже если ей приходится менять направление движения. Так, если цель в какой-то момент находится на северо-западе, то мышь направит голову в этом направлении и, совершая какие-то манёвры в воздухе (облёт препятствий), будет удерживать направление взгляда именно на северо-запад.

«Такая стратегия называется параллельной навигацией. Интересно, — говорит Гхош, — что в первых программах наведения ракет в конце 1940-х годов инженеры использовали ту же самую стратегию».

Читайте также об открытии новых способностей летучих мышей и об их использовании для помощи слабовидящим людям.

Пчёлы преподали исследователям урок оптимальной демократии