На Титане открыты загадочные гигантские дюны

Верху: многокилометровые дюны пустыни Намиб. Внизу: аналогичные дюны Титана (фотографии JSC/NASA; Ralph Lorenz/Science).

Планетарный учёный Ральф Лоренц (Ralph Lorenz) из университета Аризоны (University of Arizona, Tucson) и его коллеги из ряда других институтов и организаций открыли огромные ряды длинных параллельных дюн на Титане.

Ранее дюны были обнаружены, не считая Земли, на Марсе и Венере. Теперь Титан пополнил этот список благодаря новым радарным изображениям, переданным космическим аппаратом Cassini.

Тёмные полосы в 100 километров длиной, которые напоминают ряды высоких дюн, замеченных в юго-западной Африке и Саудовской Аравии, заинтриговали специалистов. У них пока нет уверенности в ответе на вопрос: что точно составляет песок Титана?

Дюны могут многое рассказать о климате и геологии района, поскольку, по идее, они требуют, чтобы эрозия разрушила некие скалы в песок, и чтобы был ветер, способный сделать из этого песка дюны.

Ральф Лоренц сообщает, что волны песка на далёкой замороженной планете насчитывают примерно 100-150 метров в высоту и отделены друг от друга расстоянием в 1-2 километра — подобно большим дюнам, что найдены в пустыне Намиб в Намибии.

Команда Лоренца оценивает, что для создания дюн в условиях Титана поверхностные ветры должны дуть со скоростью приблизительно 1,8 километра в час (подробнее — в этой публикации Science).

По вычислениям учёных, типичные зёрна песка Титана примерно в 3 раза больше, чем песчинки на Земле. Кроме того, они не могут быть сделаны из кварца (там нет таких скал). Лоренц и его коллеги предполагают два варианта состава этого загадочного песка: органические твёрдые частицы, типа сложных углеводородов, или мелкие песчинки из метанового льда. Однако механизм образования песчинок и в том, и в другом случае — неясен.

Напомним, богатые сведения про Титан собрал европейский посадочный аппарат Huygens, 14 января 2005 года впервые в истории севший на поверхность этого крупнейшего спутника Сатурна. Фотографии, сделанные в ходе снижения и на месте посадки, привели учёных к выводу, что Титан во многом схож с Землёй.

Про другие открытия на Титане можно узнать из наших новостей о его: таинственном пятне, дождях, озере, криовулкане и сложной органике.

Предложена разгадка тайны наклона осей планет-гигантов