В ЮАР найдены уникальные фрагменты древнего астероида

Фрагмент керна, взятого в кратере (фото Jennie Hills/Science Museum London).

Геологи подняли с большой глубины несколько фрагментов крупного астероида, оставившего на Земле миллионы лет назад кратер диаметром более 70 километров. О находке сообщила в публикации Nature международная группа учёных во главе с Вольфгангом Майером (Wolfgang Maier) из университета Квебека (UQAC).

В кернах, взятых с глубины 766 метров, было найдено несколько фрагментов астероида, самый большой из которых насчитывает в поперечнике 25 сантиметров.

Это уникальная находка, так как крупные тела при столкновении с Землёй фактически полностью разрушаются. И до сих пор от таких ударов удавалось найти фрагменты космического тела не больше мелкой гальки. Ведь температуры при таком ударе могут достигать 14 тысяч градусов.

Астероид, упавший миллионы лет назад на юге Африки, имел поперечник в 5-10 километров. Проходя через атмосферу, он фактически её не заметил. А вот куда меньшие по размеру метеориты успевают затормозиться в атмосфере. Достаточно сильно, чтобы при ударе от них остались весьма большие фрагменты. Потому изучать их состав — намного легче.

Кратер Мороквенг (Morokweng), о котором идёт речь, находится в ЮАР. Ему 145 миллионов лет, и он давно уже скрыт под песками пустыни Калахари. Обнаружен он был лишь в середине 1990-х. Границы кратера были нанесены на карту при помощи гравитационных и магнитных измерений.

Учёные отмечают, что наша наука о метеоритах основана на небесных камнях, упавших за последние несколько тысяч лет. Теперь же впервые появилась возможность пощупать камень, упавший 145 миллионов лет назад.

И первые данные весьма любопытны. Химический состав этой космической скалы отличен от других метеоритов, изученных ранее. Она немного более радиоактивна, здесь больше урана и натрия, но меньше железа и никеля.

Удачная находка не только позволит пополнить наши знания об астероидах, их составе, но должна побудить учёных провести больше бурений и в этом кратере, и в других столь же крупных кратерах. Ведь теперь ясно, что есть хороший шанс на обнаружение сравнительно больших космических фрагментов, выживших при мощном ударе астероида и сопутствующем расплавлении и испарении пород. Ранее считалось, что эти шансы фактически нулевые.

Читайте об открытии в Сахаре 31-километрового кратера, а также об идентификации кратера от 11-километрового астероида, убившего 250 миллионов лет назад почти всё живое на Земле.

Залежи минералов показали древнюю климатическую катастрофу Марса