Португальцы подняли в воздух беспроводный самолёт

Самолёт AIVA. В рамках проекта было построено несколько моделей, на которых авторы проверяли разные идеи относительно системы управления (фото с сайта aiva.dei.uminho.pt).

Кристина Сантос (Cristina Santos) и её коллеги из португальского университета Минхо (Universidade do Minho) построили беспилотный самолёт AIVA, в котором нет не только механических, но и электрических связей между управляющим компьютером и различными исполнительными механизмами: моторчиками, отклоняющими аэродинамические поверхности, механизмами, регулирующими обороты двигателя и так далее.

В 3-метровом самолётике все основные компоненты, механизмы управления и центральный компьютер, собственно, управляющий полётом, соединены исключительно при помощи радиоканалов формата Bluetooth.

Многие современные самолёты уже используют электронные сети вместо механических, гидравлических и даже электрических связей между рукоятками управления и различными узлами: рулями направления и высоты, элеронами, регуляторами тяги двигателей.

Привычные на самолётах старшего поколения механические связи на ряде моделей вытеснены полностью электронными и электрическими системами. А некоторые авиалайнеры даже используют оптоволоконные сети для передачи многочисленных управляющих сигналов через один кабель.

Замена проводов и оптических кабелей беспроводными радиорелейными линиями — это логический следующий шаг, позволяющий ещё сильнее снизить полный вес всей системы управления и количество потребляемой ею энергии. «Кроме того, если вы не имеете кабелей, тогда система намного лучше приспособлена к изменениям», — говорит исследовательница.

Разумеется, одна из главных целей проекта – проверить, как такая система взаимодействия узлов самолёта будет вести себя в реальном полёте, и насколько радиоканалы будут защищены от помех. Выполненные в воздухе тесты показали хорошую устойчивость системы. Авторы разработки отмечают, что сам формат Bluetooth рассчитан на работу в условиях помех, и некий минимальный объём информации по такому каналу проходит всегда.

Однако прежде, чем такая сеть появится в полноразмерном самолёте, идее ещё предстоит множество изменений и испытаний. Возможно, что прежде авиалайнеров, беспроводная сеть между внутренними узлами получит «прописку» на современных автомобилях, которые всё больше страдают от обилия новых и новых кабелей, даже несмотря на распространение во многих моделях мультиплексных шин данных.

Читайте также про автомобиль, в котором все органы управления соединены с исполнительными механизмами исключительно проводами, в том числе — и рулевое колесо.



Японцы запустят пилотируемый самолёт на 100 пальчиковых батарейках

18 апреля 2006

Голубой Skywalker изо всех 150 сил старается слиться с небом

13 апреля 2006

Орёл-оператор помогает строить самолёты

11 апреля 2006

Автономный микросамолёт будет летать как муха

11 апреля 2006

Лимузин-самолёт удивит прохожих фальшивыми авиадвигателями

29 марта 2006