Физики создали железнодорожную стрелку для молекул

Перекрёсток внутри прибора, движение идёт к зрителю: «красная» молекула поворачивает на развилке в правую ветвь, «зелёная» — в левую (иллюстрация TU Delft/Tremani).

Исследователи из института нанотехнологических исследований Кавли (Kavli Institute of Nanoscience) университета Дельфта, под руководством профессора Сииса Деккера (Cees Dekker) из группы молекулярной биофизики (Molecular Biophysics group) построили микроскопический приборчик с Y-образным каналом, в котором проплывающие молекулы можно произвольно направлять в ту или иную сторону, словно поезда на железнодорожной стрелке.

В данном опыте крупные молекулы (флуоресцентные микротрубки двух видов, излучающие красный и зелёный цвета) заставили двигаться одна за другой в канале субмикронного поперечника. В качестве движущей силы в приборе выступили молекулы белка-кинезина, которыми были покрыты стенки канала и которые подталкивали микротрубки вперёд.

С помощью флуоресцентной микроскопии экспериментаторы определяли цвет микротрубки и, в зависимости от него, на перекрёстке включалось сильное электрическое поле нужного направления, отклонявшее нос микротрубки в ту или иную сторону.

С помощью этой микроскопической «железнодорожной стрелки» авторы работы сумели рассортировать смесь из флуоресцентных молекул двух цветов по двум резервуарам, в каждом из которых, в основном, оказывались лишь молекулы одного типа. Доля молекул, попавших не по адресу составляла от 3% до 12%.

Читайте о других свежих достижениях микро- и нанотехнологий: одномолекулярном автомобиле с мотором и биохимической лаборатории на одном чипе.

Физики поставили рекорд скорости нагрева