Jules Verne устремился к МКС

ATV — детище компаний EADS-Astrium и Thales Alenia Space (иллюстрация ESA/D.Ducros).

Космический корабль «Жюль Верн» (Jules Verne) успешно выполняет рейс на Международную космическую станцию. Незначительные проблемы, вероятно, не помешают его миссии.

9 марта с космодрома Куру (Kourou) во французской Гвиане стартовала ракета Ariane 5 ES ATV с европейским автоматическим «грузовиком» Jules Verne.

Это первый экземпляр из серии новых космических кораблей Automated Transfer Vehicle (ATV), которые должны существенно расширить возможности по доставке на МКС топлива, воды, пищи и различного оборудования.

Старт Jules Verne и корабль перед установкой на ракету Ariane (фотографии ESA/CNES/Arianespace).

До сих пор станцию снабжали в основном российские "Прогрессы", да ещё (частично) шаттлы. Но для последних поставка «боеприпасов» является лишь сопутствующей задачей во время полётов на МКС (о последнем из них вы можете прочитать тут).

ATV — огромный шаг в снабжения станции, поскольку эти корабли — намного крупнее «Прогрессов». Об ATV, кстати, мы рассказывали здесь.

Как сообщает Европейское космическое агентство (ESA), все системы Jules Verne работают нормально, развёрнутые солнечные батареи показывают полную мощность. Только небольшие отклонения в давлении топлива заставили корабль автоматически перейти на вторую ветвь системы питания.

ATV на МКС (новый корабль — крайний слева). Справа: схема ATV. Внизу: так обитатели МКС будут переносить на борт станции грузы, доставленные европейским кораблём (иллюстрации ESA/D.Ducros).

Сейчас специалисты агентства и компаний, построивших аппарат, изучают данные телеметрии, чтобы наметить следующие шаги.

В настоящее время Jules Verne летит по орбите высотой 260 километров (текущая высота орбиты МКС — 345 километров), но вскоре ATV поднимется выше, используя собственные двигатели.

При полном стартовом весе в 19,4 тонны Jules Verne везёт к МКС 6,95 тонны жидких и 1,3 тонны сухих полезных грузов. В сумме – почти 8,3 тонны топлива и различных припасов, а это заметно больше, чем вес всего «Прогресса» целиком. Итак, на борту «грузовика» в частности находятся:

• 5,8 тонны топлива и окислителя для самого ATV. 60% от этого количества корабль использует для своего подъёма к МКС, сближения и различных манёвров, стыковки, а после расставания со станцией — для схода с орбиты. 40% будет использовано также самим ATV, но во время его многомесячного пребывания на станции — для подъёма орбиты МКС;
  • 0,86 тонны топлива и окислителя для дозаправки МКС;
  • 270 килограммов воды;
  • 20 килограммов кислорода;
  • 0,5 тонны еды для экипажа;
  • 136 килограммов различных частей и оборудования для европейского модуля Columbus.

Стыковка Jules Verne с МКС (а именно — к модулю «Звезда») намечена на апрель, предварительно — на 3-е число.

Она должна пройти полностью в автоматическом режиме. И хотя автоматическая стыковка для российской (советской) космонавтики — давно не новость, европейцы утверждают, что ATV — первый в мире космический корабль, спроектированный в расчёте на автоматические сближение и стыковку в полном соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными для пилотируемых полётов.

ESA называет ATV самым сложным европейским космическим аппаратом.

Впервые найдены кольца вокруг луны