Космический корабль «Жюль Верн» (Jules Verne) успешно выполняет рейс на Международную космическую станцию. Незначительные проблемы, вероятно, не помешают его миссии.
9 марта с космодрома Куру (Kourou) во французской Гвиане стартовала ракета Ariane 5 ES ATV с европейским автоматическим «грузовиком» Jules Verne.
Это первый экземпляр из серии новых космических кораблей Automated Transfer Vehicle (ATV), которые должны существенно расширить возможности по доставке на МКС топлива, воды, пищи и различного оборудования.
До сих пор станцию снабжали в основном российские "Прогрессы", да ещё (частично) шаттлы. Но для последних поставка «боеприпасов» является лишь сопутствующей задачей во время полётов на МКС (о последнем из них вы можете прочитать тут).
ATV — огромный шаг в снабжения станции, поскольку эти корабли — намного крупнее «Прогрессов». Об ATV, кстати, мы рассказывали здесь.
Как сообщает Европейское космическое агентство (ESA), все системы Jules Verne работают нормально, развёрнутые солнечные батареи показывают полную мощность. Только небольшие отклонения в давлении топлива заставили корабль автоматически перейти на вторую ветвь системы питания.
Сейчас специалисты агентства и компаний, построивших аппарат, изучают данные телеметрии, чтобы наметить следующие шаги.
В настоящее время Jules Verne летит по орбите высотой 260 километров (текущая высота орбиты МКС — 345 километров), но вскоре ATV поднимется выше, используя собственные двигатели.
При полном стартовом весе в 19,4 тонны Jules Verne везёт к МКС 6,95 тонны жидких и 1,3 тонны сухих полезных грузов. В сумме – почти 8,3 тонны топлива и различных припасов, а это заметно больше, чем вес всего «Прогресса» целиком. Итак, на борту «грузовика» в частности находятся:
Стыковка Jules Verne с МКС (а именно — к модулю «Звезда») намечена на апрель, предварительно — на 3-е число.
Она должна пройти полностью в автоматическом режиме. И хотя автоматическая стыковка для российской (советской) космонавтики — давно не новость, европейцы утверждают, что ATV — первый в мире космический корабль, спроектированный в расчёте на автоматические сближение и стыковку в полном соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными для пилотируемых полётов.
ESA называет ATV самым сложным европейским космическим аппаратом.