LIGO не обнаружила прямых следов гравитационных волн

В проекте по поиску следов гравитационного излучения в Крабовидной туманности (на иллюстрации) принимали участие 600 учёных из 11 стран (иллюстрация NASA).

Очередная попытка найти следы гравитационных волн во Вселенной, увы, себя не оправдала. В отчёте , опубликованном обсерваторией LIGO, утверждается, что детальное исследование пульсара в центре Крабовидной туманности не обнаружило никаких прямых доказательств существования волн.

Наблюдаемая туманность расположена на расстоянии 6500 световых лет от Земли в созвездии Тельца. В её сердце находится невероятно быстро вращающийся пульсар, совершающий 30 оборотов секунду, – но эта скорость постоянно уменьшается. То есть звезда часть энергии-массы теряет.

Механизм таких потерь пока не ясен. Многие учёные полагали, что это происходит в результате в том числе и гравитационного излучения.

Ещё в январе 2008 года специалисты из LIGO объявили о предварительных результатах исследования, которые оказались неутешительны: никакого присутствия гравитационных волн обнаружить не удалось.

Напомним, что речь фактически идёт о противоречии с общей Теорией относительности, которая предсказывала их существование.

Некоторые физики надеялись, что в предварительном анализе не были учтены какие-то параметры, но результаты нового детального исследования те же: пульсар не излучает гравитационные волны.

В LIGO проанализировали информацию о вращении пульсара и сопоставили данные с показаниями трёх интерферометров, которые объединили для создания одного сверхчувствительного детектора, теоретически способного зарегистрировать сжатие-растяжение пространства.

В ходе нескольких месяцев наблюдений международная команда учёных смогла оценить верхний предел на фон гравитационных волн (spin-down limit) – эти данные были получены на основании данных детектора, то есть прямым путём. Предварительные же оценки были косвенными – на основании детальной информации о динамике пульсара.

«Результаты показывают, что не более 4% потерь массы-энергии пульсара в принципе могут быть обусловлены гравитационным излучением. Но на самом деле не исключено, что и эти потери вызваны совершенно другими эффектами, например, воздействием быстровращающегося магнитного поля, которое с огромной скоростью выталкивает частицы с поверхности звезды», — говорит Майкл Лэндри (Michael Landry), один из участников проекта.

Получается, что результат нулевой? Не совсем, считает нобелевский лауреат Джозеф Тейлор (Joseph Taylor): «Физики с нетерпением ждали результатов эксперимента. Это очень волнующе, что мы теперь знаем что-то конкретное о поведении нейтронной звезды и можем оценить силу её внутреннего магнитного поля».

Кстати, к 2014 году в рамках проекта LIGO планируется запустить новые, более мощные интерферометры, что позволит в десять с лишним раз повысить чувствительность прибора.

Астрофизики ожидают, что это поможет им регистрировать столкновения крайне удалённых чёрных дыр и нейтронных звёзд – такая информация необходима для более глубокого понимания концепции пространства-времени, предложенной Эйнштейном.

Читайте также о самом чувствительном в мире "гравитационном" лазере и о том, как устроены магнитные полюса в Крабовидной туманности.

Возможно, вам будет интересно узнать, как работает детектор гравитационных волн, на примере другого масштабного проекта – немецкого GEO 600.

Англичане намерены пробить поверхность Луны ракетами