Найден новый минерал космического происхождения

Ежегодно на Землю выпадает около 40 тысяч тонн пылевого вещества – в основном с комет и от столкновений астероидов. На иллюстрации: комета 26P/Grigg-Skjellerup (иллюстрация NASA).

Международная группа исследователей обнаружила неизвестный минерал внеземного происхождения. Следы кристаллической породы были выявлены в ходе анализа межпланетного вещества, предположительно доставленного на Землю кометой Григга – Шьеллерупа (26P/Grigg-Skjellerup).

Эта комета была обнаружена в далёком 1902 году и с тех пор появляется «на экранах радаров» каждые пять лет – например, в очередном возвращении она прошла перигелий 23 марта 2008 года.

Ещё в 1990 году Скотт Мессенджер (Scott Messenger) из космического центра Джонсона (Johnson Space Center) предложил новый метод сбора космических пылевых частиц, доставленных космическими объектами, в том числе и кометой Григга – Шьеллерупа.

Разработка соответствующей аппаратуры и её установка на сверхвысотный самолёт-лабораторию ER-2 заняли более 10 лет – первый материал из хвоста кометы был добыт только в 2003 году.

Для сбора пылевого вещества кометы 26P/Grigg-Skjellerup был использован стратосферный самолёт-разведчик Lockheed U-2, переоборудованный в научно-исследовательскую модификацию ER-2 (фото NASA).

Однако и этого оказалось недостаточно: полученные в ходе эксперимента частицы были крошечными – менее трёх десятитысячных долей сантиметра. Для их детального исследования пришлось строить новый трансмиссионный электронный микроскоп и разрабатывать ряд уникальных методик анализа – эти исследования заняли ещё пять лет.

В своём пресс-релизе NASA сообщает, что обнаруженный минерал химически представляет собой силицид марганца и назван браунлитом (Brownleeite) – в честь Дональда Браунли (Donald E. Brownlee), который первым начал проводить исследования межпланетного вещества.

По словам соавтора исследования Линдсей Келлер (Lindsay Keller) из центра Джонсона, обнаруженный материал достаточно необычный и был определённо сформирован вне Солнечной системы ещё до образования планет.

Читайте также о результатах знаменитой миссии Stardust, в ходе которой выяснилось, что частички кометного вещества — вовсе не кометные.

Молодой Марс пережил страшный удар