Произошла самая большая потеря в открытом космосе

18 ноября войдёт в историю как день самой крупной потери в открытом пространстве. На снимке – своенравный предмет (кадр NASA TV).

За всю историю орбитальных полётов выходившие за пределы станций и кораблей космонавты и астронавты не раз и не два упускали из рук различные предметы. Обычно это были мелочи вроде болтов или гаечных ключей. Но вот курьёзный рекорд установила американская покорительница космоса Хайдемари Стефанишин-Пайпер (Heidemarie M. Stefanyshyn-Piper).

Миссия STS-126 (задачи и план экспедиции вы можете найти в этой новости) стартовала 14 ноября (15-го утром, если считать по московскому времени). Ныне челнок Endeavour благополучно пришвартован к МКС, идёт плановая работа.

Во вторник в ходе миссии был выполнен выход в открытый космос, во время которого астронавты занимались ремонтом поворотного сочленения солнечной батареи орбитальной станции. И тут Хайдемари, ветеран «космических прогулок», к слову сказать (это её третий выход в открытый космос за карьеру), потеряла сумку с инструментами, весящую аж 13 килограммов. Настоящее «достижение».

(Кстати, в 2006-м мы рассказывали, как американцы невольно отправили в космическое путешествие шпатель.)

Астронавтам и менеджерам миссии осталось лишь проводить сумку взглядами (напрямую и через телекамеры). Набор инструментов, не задев ничего, благополучно отправился в пространство. (По расчётам, шанс на повторное столкновение сумки и станции — минимален, злополучный «мешок» с каждым витком вокруг планеты уходит всё дальше и дальше.)

Стефанишин-Пайпер (в центре) трудится над очисткой и заменой деталей поворотного узла солнечной батареи правого борта МКС. Кроме Хайдемари в этот момент за пределами станции и шаттла находился её коллега Стивен Боуэн (Stephen G. Bowen), для него это был первый выход в открытый космос. Внизу: крупный план, снятый камерой на шлеме Стивена (кадры NASA TV).

Теперь инженеры обсуждают, как компенсировать потерю находившихся в сумке вещей (смазочного пистолета в частности). Ведь ещё три выхода выполнять всё равно необходимо — для завершения ремонта станции.

Тем временем другие астронавты продолжают распаковку оборудования, доставленного на МКС нынешним рейсом. В сумме это более шести тонн грузов.

Индия сбросила микроспутник на Луну