Антиоксиданты не замедляют старение

Опыты на тех же нематодах показывают, что в старении (на клеточном и молекулярном уровне) – много разных граней, так что учёным ещё только предстоит разобраться во всех них и нарисовать картину связей различных таких процессов (иллюстрация с сайта creativephotoshopthebook.com).

Роль реактивных форм кислорода в старении и, соответственно, защитная сила антиоксидантов, ставших золотой жилой в косметической и фармацевтической отраслях, были сильно преувеличены. С таким утверждением выступили биологи из Лондонского университетского колледжа (University College London).

Теория о том, что старение — следствие молекулярных повреждений, вызванных реактивными формами кислорода, существует уже 50 лет. Предполагается, что антиоксиданты помогают организму избавиться от свободных радикалов, тем самым замедляя процесс старения.

По словам Дэвида Джемса (David Gems) и его коллег, несмотря на все достижения последних лет, учёные всё ещё удивительно мало знают о тонкостях процесса старения. И теория свободных радикалов здесь до сих пор заполняла некий вакуум. Однако она ни разу не была убедительно доказана.

Новые же опыты, проведённые командой Дэвида, показали, что значение повреждений, вызываемых реактивными формами кислорода, — мало, и разгадку тайны старения следует искать в другом месте.

Что же сделали учёные? Они генетически модифицировали червей-нематод (один из излюбленных подопытных объектов биологов, удобный из-за краткого срока жизни) таким образом, что те сами стали подавлять свободные радикалы в своих телах.

По теории, это должно было дать червям преимущество в сроке жизни, в сравнении с обычными особями. Но никакой разницы экспериментаторы не обнаружили.

Таким образом, оксидативный стресс является незначительным фактором старения клеток и тканей, заключили учёные. Это противоречит данным ряда предыдущих исследований, которые такую взаимосвязь как-то ухитрились найти.

Джемс заявил, что здоровое, сбалансированное питание имеет важное значение для снижения риска многих старческих болезней, но нет чётких доказательств того, что употребление антиоксидантов может замедлить или предотвратить старение, и ещё меньше доказательств, что столь желанный эффект в плане продолжительности жизни оказывают «антиоксидантные» таблетки и кремы.

Тем не менее антиоксиданты могут играть определённую роль в снижении риска рака, диабета и целого ряда других заболеваний. Потому специалисты продолжают выдавать необычные новинки в этой сфере. Среди последних — целебные фиолетовые помидоры и холодильник с распылителем антиоксидантов.

Кстати, таблетки от старости всё же существуют, но работают на ином принципе.

Найден источник возбудителя простуды