Долголетие объяснили гиперактивностью теломер

Теломеры (telomere) – это короткие линейные концы хромосомной ДНК (иллюстрация с сайта spectracell.com).

Генетики из Нью-йоркского медицинского колледжа Альберта Эйнштейна (Albert Einstein College of Medicine) обнаружили устойчивую и, как выяснилось, вполне логичную связь между строением концов хромосом — теломер — и жизнью до ста лет.

Роль теломер в старении организма признана уже давно. Дело в том, что эти небольшие участки хромосом при каждом делении клетки постепенно укорачиваются. В почтенном возрасте они совсем истончаются, и клетки, содержащие такие хромосомы, перестают делиться, впадая в состояние, называемое физиологическим старением (cell senescence).

Один из нобелевских лауреатов этого года – Элизабет Блэкбёрн (Elizabeth Blackburn) из университета Калифорнии в Сан-Франциско, получившая награду как раз за изучение теломер, – сравнивает их с железными наконечниками для шнурков, которые предохраняют последние от изнашивания.

В нынешнем исследовании биологи решили проверить работу теломер ещё более тщательно. Для этого они собрали образцы ДНК представителей ашкеназов (Ashkenazi Jews), которые являются однородной популяцией (к тому же их генетику уже довольно-таки хорошо изучили).

Людей разделили на три группы. Первая: 86 очень старых (средний возраст 97 лет), но генетически здоровых людей. Вторая: 175 их потомков. Третья (контрольная): 93 отпрыска тех родителей, продолжительность жизни которых была обычной.

«Мы хотели найти ответы на два вопроса. Действительно ли люди, живущие долго, имеют более длинные теломеры? И влияют ли на строение теломераз (telomerase) какие-то определённые гены», — рассказывает в пресс-релизе колледжа Гил Ацмон (Gil Atzmon), ведущий автор работы. На оба вопроса были даны положительные ответы.

Связь между жизнью до ста лет и наследованием гиперактивного фермента (той самой теломеразы), перестраивающего теломеры, очевидна, заключают генетики в своей статье в журнале PNAS.

«Как мы и предполагали, клетки долгожителей могут дольше поддерживать длину теломер своих хромосом. Кроме того, мы выяснили, что им в этом помогают особые вариации генов», — говорит ещё один автор работы Юсынь Сух (Yousin Suh).

У большинства «столетних» отсутствовали признаки сердечно-сосудистых заболеваний и диабета, болезней, которые приводят к смерти очень многих стариков. Длина теломер и мутантные гены, вероятно, предохраняют их от развития этих «отклонений» в старческом возрасте.

«Сейчас мы пытаемся понять генетический механизм поддержания длины теломер у долгожителей. Данное исследование наверняка поможет создать лекарство от старости, работающее как те самые благословенные длинные теломеразы», — считает Сух.

Узнайте также о гене долголетия и гене продления жизни на диете. А ещё почитайте о том, как с долгожительством связаны стресс, скорость реакции, бег и друзья.

Отработана конвертация всех взрослых клеток в стволовые