Марсианский посадочный аппарат рискует попасть на валуны

Миссия Phoenix продлится несколько месяцев, до того момента, когда в районе северного полюса наступит полярная зима. Тогда Солнце, питающее солнечные батареи аппарата, сядет за горизонт (иллюстрация Corby Waste/Jet Propulsion Laboratory).

Учёные установили, что американский посадочный аппарат Phoenix Mars Lander может угодить в опасную для него местность. Хотя старт миссии намечен на август 2007 года, первые проблемы уже появились.

Как ранее рассказывала «Мембрана», Phoenix должен высадиться в северной полярной области Марса с набором инструментов для взятия проб грунта, в том числе — из-под поверхности.

Американский робот будет искать новые ключи к геологическому прошлому воды и, возможно, жизни на Марсе. Стартовав летом следующего года, космический разведчик достигнет Красной планеты в мае 2008-го.

Однако только что выяснилось, что намеченное ранее место высадки небезопасно для аппарата.

Детальные (с разрешением менее одного метра) снимки предполагаемой зоны посадки передал на Землю спутник MRO. Оказалось, что так называемая «Область B» сильно «замусорена» крупными валунами. Приземлившись на валун, посадочный аппарат, скорее всего, опрокинется. Да и посадка рядом с большим камнем также нежелательна — валун может помешать развёртыванию солнечных батарей.

Валунов нельзя просто избежать во время снижения, так как из-за запаздывания радиосигнала невозможно управлять аппаратом в реальном времени. А эллипс, в пределы которого попадает посадочный зонд, весьма велик: 120 на 20 километров.

Учёные изучают пять потенциальных областей приземления, которые похожи по строению. Все они имеют плоский ландшафт и любопытную сетку трещин, предположительно возникших из-за последовательных расширений и сжатий льда под поверхностью. За таким льдом и будет охотиться Phoenix — его рука способна вырыть траншею глубиной до 0,5 метра.

В ходе миссии Phoenix не будет передвигаться по планете, так что удачное место приземления — ключ к дальнейшему научному успеху. Теперь специалисты горячо обсуждают, куда же направить аппарат. Если в январе 2007 года на очередной встрече учёных миссии решение не будет принято, специалисты продолжат изучать фотографии, передаваемые MRO, вплоть до лета следующего года.

Неприятное известие об обширных полях валунов на предполагаемом месте посадки Phoenix совпало с другим печальным для американской марсианской программы событием — потерей спутника Mars Global Surveyor.

Суперкомпьютер информирует: нас окружают тёмные невидимки