Экспериментаторы поместили мысли в оранжевую кляксу

Что это он там делает? Инсталляция может не просто содержать смысловые значения, скрытые от обыденного восприятия, но превратить зрителей из статичных наблюдателей в участников действа, вызвать у них эмоциональное сопереживание экспонируемым работам (фото с сайта thecoolhunter.co.uk).

Музей в голове? В пространстве сознания? Немецкие дизайнеры, специализирующиеся на инновационных архитектурных концепциях, решили показать, что такой музей может быть не просто игрой воображения или фантазией. Они построили ярко-оранжевое нечто с загадочными отверстиями, пронзающими эту растянувшуюся на 150 квадратных метрах пространственную кляксу.

Представьте, что вы пришли в Эрмитаж или в музей имени Пушкина, а там слоняются толпы флегматичных туристов, и бабушки-смотрительницы заботливо следят за тем, чтобы вы ненароком не растворились целиком в вечных ценностях. А ведь можно сделать и по-другому — позволить посетителям хотя бы на мгновение оградить себя от окружающего мира и спокойно поразмыслить об игре света и тени у Рембрандта. Или о струящемся в лучах солнца воздухе на полотнах Ван Гога. Или просто о том, какого чёрта все восхищаются этими каракулями, которые мог бы изобразить и сын-двоечник.

Умельцы из компании Magma Architecture решили, что для полной реализации творческого потенциала им как раз необходимо нечто подобное, и воплотили в жизнь новую музейную концепцию, попутно продемонстрировав коллекцию своих работ.

«Никто точно не знает, что такое инсталляция», — так говорит об этом направлении в искусстве один из признанных мастеров жанра Илья Кабаков (фото с сайта thecoolhunter.co.uk).

«Магмовцы» взяли специальный синтетический материал, состоящий из полиамида и эластана, особым образом растянули его, а потом закрепили в пространстве экспозиционного зала так, чтобы он, сворачиваясь и изгибаясь, образовывал причудливую поверхность.

За свой оранжевый проект Magma Architecture недавно получила приз в категории «Экспозиции» на известной в области инновационного дизайна выставке Contractworld. А ранее эта работа была отмечена на церемонии награждения молодых архитекторов AR Awards for Emerging Architecture. Сама инсталляция демонстрировалась в Берлинской галерее (Berlinische Galerie) летом 2007 года (фото с сайта thecoolhunter.co.uk).

Но апельсиновое безумие – всего лишь видимая часть экспозиции. Ключевой смысл сокрыт внутри этого сооружения, которое является всего лишь инструментом для создания соответствующей атмосферы восприятия.

На ниточках подвешены макеты как завершённых проектов, так и тех, что ещё находятся в работе — это был особый символ, который авторы хотели донести до зрителя. Они попытались вызвать у посетителей экспозиции чувство сопереживания и соучастия в разработке (в данном случае) архитектурных проектов (фото с сайта thecoolhunter.co.uk).

Пробравшись под сферу, вы как будто оказываетесь в сюрреалистическом мире иллюзий, созданном дизайнерами: на специальных нитях ассиметрично и, на первый взгляд, хаотично подвешены картины, фотографии и макеты архитектурных проектов.

И эта асимметричность на самом деле настоящая, натуральная. По словам авторов, они создали оранжевое чудо эмпирическим путём. Никаких компьютеров или дизайнерских планшетов. Клякса была получена в результате «серии случайных экспериментов по тестированию свойств и прочности сверхэластичного полиамидно-эластанного материала» (что бы это значило, кстати говоря?).

Размещённые же внутри хаотичного объёма работы, как нас уверяют, помогают зазвучать всей экспозиции как «единому живому инструменту». Феномен пространственного уединения, пусть и мимолетного, позволяет оказаться «наедине с искусством».

Что это, очередной симулякр или нечто, производящее действительно сильное впечатление на зрителя? Похоже, это надо видеть своими глазами.

Интересная деталь: для немцев основная идея инсталляции – «просунь голову» – имеет и дополнительный скрытый смысл (в духе современного искусства!). Слова «in Kopf» для многих берлинцев, да и граждан Германии вообще ассоциируются с возникшим после падения Стены эвфемизмом культурных различий между западными и восточными немцами: «Mauer im Kopf» – «Стена в голове».

Так что немцы умудрились вытянуть из своей идеи просто бездну смыслов. И вы представляете, они даже делали один проект в Москве!

Согласно данным, указанным на сайте компании, текстильная фабрика находится «на севере Москвы». К сожалению, нам не удалось идентифицировать объект. Может, кто-то узнаёт родные пенаты? (иллюстрация с сайта magmaarchitecture.com).

В рамках мероприятия archXchange по исследованию соответствия архитектуры и культурной идентичности в Москве и в Берлине дизайнеров из Magma пригласили на мастер-класс в российскую столицу и предложили придумать оригинальную концепцию развития территории старой текстильной фабрики.

Архитектура Web 2.0 от немцев! По информации Magma Architecture, реконструкция территории не «заточена» под конкретный проект, а представляет собой так называемое open community — «открытое сообщество», — то есть территорию, которая в будущем будет развиваться в зависимости от нужд и желаний горожан (иллюстрация с сайта magmaarchitecture.com).

Немцы разработали новую архитектурную схему, согласно которой в брутальный периметр фабрики вплетён замысловатый узор инфраструктурных «надстроек» и «вставок». По замыслу авторов, новая концепция размоет границу между «индустриальной» частью фабрики и примыкающими к ней социальными объектами.

Кстати, вы обратили внимание: они просто фанаты оранжевого цвета!



Кухонная река растит зелень и рыбу к столу

14 апреля 2008

Дисплей-тату будет работать на крови

22 февраля 2008

Гравитационная лампа освещает комнату без проводов

20 февраля 2008

Немецкие дизайнеры изобрели спальню из коробки

13 февраля 2008

Цифровое облако и часы-стена провожают авиапассажиров

29 января 2008