Учёные открыли сон частей мозга во время бодрствования

После длительного периода бодрствования животное всё ещё не спит, но некоторые группы нейронов в его мозге работать отказываются, пишут исследователи в статье в журнале Nature (фото Sara Quigley/Flickr.com).

Нехватка сна приводит к тому, что отдельные области мозга начинают хаотично «выключаться», несмотря на то, что животное бодрствует. Странное явление обнаружили специалисты из США, проводившие опыты на крысах.

В эксперименте биологи из университета Висконсина в Мэдисоне (UW-Madison) при помощи различных уловок не давали грызунам спать дольше обычного. Чтобы понять, что при этом происходит с мозгом животных, на них навесили миниатюрные электроэнцефалографы, а в лобный и теменной отделы коры имплантировали массив электродов.

Изучив сканы электрической активности мозга, биологи обнаружили, что некоторые регионы коры головного мозга переходят в режим медленного сна. Но картина отличалась от обычного глубокого сна — не наблюдалась такая синхронизация мозговых волн.

Заставив недоспавших крыс выполнить простое задание с вознаграждением, учёные определили, что животные ошибаются тем чаще, чем больше нейронов «отключается». Происходит своего рода перебой в электроснабжении, выводящий из строя участок коры, что, в конце концов, приводит к неверному движению или решению.

С точки зрения биологии сон отдельных групп нейронов может быть выгоден организму. Пока часть клеток мозга работает, другие восстанавливают силы для нового дня (похожее деление функций происходит между полушариями дельфинов).

Проведённые опыты помогут понять, что в подобных ситуациях происходит в головах обычных невыспавшихся или вовсе не спавших людей, сомнамбул, какова природа сна и зачем он вообще нужен, пишут учёные.

Британцы блокировали магнитом речевой центр в мозге человека

13 апреля 2011

Открыта бессонница пещерных рыб

11 апреля 2011

Опыт с лунатиками подтвердил ночное обучение мозга

29 марта 2011

Психологи создали у людей иллюзию трёх рук

1 марта 2011

Зоологи описали удивительные особенности спячки медведей

21 февраля 2011
  • Андрей Сундуков  28 апреля, 21:44
    Кажется мне, у человека аналогичное явление происходит :)
  • Чтобы это пронаблюдать, достаточно проехаться в метро :)
  • Могу предположить что это свойственно всем высокоразвитым организмам, т.к. нервные клетки не способны одновременно работать и восполнять запасы сил, вот и выключаются поблочно, как тут верно подметили дельфины приспособились погружать в сон только одно полушарие, им просто пришлось ибо в океане спрятаться для полноценного сна особо негде.
    Кстати развивая тему , по последним исследованиям не выспавшийся водитель ничуть не лучше пьяного, теперь научно объяснено почему.
  • Виктор Бутрий  29 апреля, 18:32
    Вооот. И при этом происходит эффект уменьшения в частности ST-WMC (см. elementy.ru/news/430954)
  • Игорь Одинец  29 апреля, 20:58
    ============================================================
    Давным-давно,ещё во времена царя Гороха Первого,знавал я одного мужика — водителя-дальнобойщика. Он отработал 44 года без единой аварии,за что неоднократно награждался и премировался руководством.Так вот его особенностью было то,что он НИКОГДА не садился за руль трезвым,но сном он не пренебрегал и жертвовал Морфею не менее 10 — 12 часов в сутки. Задумаемся,кто лучше за рулём — бухой,или невыспавшийся?!