Последний шаттл успешно поднялся в космос

Миссия STS-135 — завершающая страница в 30-летней эпохе многоразовых челноков (фото NASA/Bill Ingalls).

8 июля 2011 года в 18:29 по московскому времени челнок Atlantis отправился в последний за всю историю шаттлов рейс. Примерно через девять минут корабль вышел на орбиту.

На борту шаттла всего четыре человека: командир Крис Фергюсон (Chris Ferguson), пилот Дуг Хёрли (Doug Hurley), а также специалисты миссии Сандра Магнус (Sandra Magnus) и Рекс Уолхейм (Rex Walheim). Их задача — доставка на МКС большого количества припасов, запчастей и оборудования для экспериментов.

В грузовом отсеке «Атлантиды» находится модуль логистики Raffaello. В нём почти четыре тонны всякой всячины. Но наиболее любопытный груз отправился в космос вне модуля Raffaello. На МКС челнок повёз экспериментальное устройство под названием Robotic Refueling Mission (RRM), оно будет смонтировано на одной из внешних платформ орбитальной станции.

Последние приготовления перед первым (вверху) и последним (внизу) стартами шаттлов. Между этими кадрами – более 30 лет. За это время челноки свозили в космос более трёх с половиной сотен астронавтов, многие из которых стартовали на шаттлах по нескольку раз. В число летавших на шаттле людей входит и 18 российских космонавтов.

Наименьший экипаж шаттла (2 человека) был в первых четырёх миссиях (во всех — летал корабль Columbia), наибольший экипаж – 8 (Challenger, октябрь 1985 года). Самый короткий космический рейс шаттлов (не считая катастрофы «Челленджера» на взлёте) – 2 суток, 6 часов и 13 минут (это был второй полёт многоразового челнока), а самый продолжительный — 17 дней, 15 часов и 53 минуты (Columbia, осень 1996 года) (фото NASA, Bill Ingalls).

250-килограммовый аппарат RRM призван протестировать ряд агрегатов, которые потребуются орбитальным топливозаправщикам (подобным тому, что проектируют канадцы). Причём технология, разработанная центром Годдарда (Goddard Space Flight Center), предусматривает орбитальную заправку (а значит, и продление срока службы) даже спутников, изначально для такой операции не предназначавшихся.

Роль космического сервисмена сыграет двурукий станционный манипулятор Dextre. В ходе опытов он подберётся к «ящику» RRM и с помощью доставленных вместе с ним инструментов сымитирует различные фазы заправки, а ещё — техническое обслуживание спутника.

Размеры экспериментального аппарата RRM составляют 1,1 х 0,8 х 1,15 метра. На рисунках показано, как Dextre должен имитировать заправку спутника, оперируя набором инструментов для демонтажа деталей, мешающих пристыковать заправочный шланг к скрытой топливной магистрали (фото NASA).

Роботу предстоит удалить, разрезать, отвинтить и вскрыть защитные одеяла, проводки и колпачки, скрывающие на RRM топливный клапан, через который спутники обычно заправляют на космодроме.

Управляемый с Земли манипулятор должен убрать все препятствия и подключиться к баку «спутника», а затем перекачать толику топлива. Кроме того, Dextre попробует своими руками отключить разъёмы в якобы забарахлившей электрической системе RRM, имитируя ситуацию ремонта в космосе.

В задачу последнего рейса шаттла также входит возврат на Землю неисправного аммиачного насоса системы охлаждения станции, сломавшегося почти год назад. Сам этот агрегат был заменён на новый ещё в августе 2010 года. Но старый блок остался на станции. Теперь его доставят домой, где инженеры и техники смогут детально разобраться в причине отказа, с тем, чтобы учесть ошибки при создании аналогичных новых устройств.

Плановая продолжительность полёта STS-135 составляет 12 дней. В полном соответствии с номером эта миссия стала 135-й в истории шаттлов (для корабля Atlantis — это 33-й рейс на орбиту) и также 37-м визитом шаттлов на МКС.

Вообще же за 30 лет эксплуатации флот из пяти челноков доставил на орбиту около 1,6 тысячи тонн грузов, или более половины от общей массы полезной нагрузки, запущенной всеми нациями за всю историю космической отрасли, — уверяет NASA.

За всю историю программы экипажи шаттлов провели тысячи научных опытов, вывели на орбиту десятки спутников и три межпланетные станции, а также большую часть элементов МКС, участвовали в снабжении и ротации экипажей двух орбитальных станций («Мир» и МКС), несколько раз летали чинить действующие спутники (иллюстрация NASA/Amy Lombardo).

Несмотря на критику, связанную с вопросами безопасности, двумя трагедиями, унёсшими 14 жизней, постоянный рост стоимости запусков и расходов на всю программу Space Shuttle, её следует признать одной из самых впечатляющих и ярких в истории космонавтики. Немного жаль, что она подошла к финалу.



Космический обломок пролетел совсем рядом с МКС

29 июня 2011

NASA устраивает живую встречу своих последователей в «Твиттере»

3 июня 2011

«Индевор» вернулся на Землю без приключений

1 июня 2011

Россия первой отправит корабль к Солнцу

30 мая 2011

NASA решило привезти на Землю кусочки астероида

26 мая 2011
  • Антон Агейкин  8 июля, 21:39
    NASA дало зеленый свет частникам. Пойду «Пятый Элемент» пересматривать...
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Айдынов  8 июля, 21:52
    Американцы молодцы! Программа Спейс-Шатл супер! А ведь Мы могли не хуже... ;(((
    ОтветитьНравится
  • Михаил Зиньков  11 июля, 16:37
    Если спейс шатл супер то что такое полный провал программы? Корабли не выработали и 30% ресурса. Почти половина кораблей грохнулась. Каждый старт — рулетка. Перед посадкой надо проверять корпус на дыры ... И это супер? Восторрженный визг по поводу этой программы может быть присущ разве что аборигенам, находящимся под гигантским прессом тамошних СМИ.
    ОтветитьНравится
  • Николай Ярошенко  18 июля, 15:11
    Покажите проект достигший большего. Буран? Спираль? Не смешите мои тапочки. Чуток с ними поигрались и забили. А шатлы смогли многое.

    Но пора их менять и тут правильно ждут инициативы от частников.

    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Шуклин  8 июля, 22:20
    Эсли бы не занялись дорогущей энергией, а бросили бы силы на МАКС и доработку топазов с электроракетными, то да но маразматики решили иначе :(
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  9 июля, 10:28
    Интересно, а плазменный движок на МКС уже доставили или еще нет.
    ОтветитьНравится
  • В 2013 или в 2014 собираются, если речь идёт о VASIMR
    ОтветитьНравится
  • Да, история шаттлов завершается на наших глаза, что конечно немного грустно... Надеюсь новое поколение космических кораблей не за горами.
    ОтветитьНравится
  • Да, постоянная угроза «горячей» войны была могучим стимулом прогресса. А теперь все будет зависеть от того, сколько средств выделят из госбюджета, и от инициативы частников. А если частник посчитает, что проект не приносит ожидаемой выгоды, он его свернет и переквалифицируется в управдомы.
    В школьные годы, помнится, расписывал таблицу — в каком году земляне доберутся до каждой планеты Солнечной системы. Все укладывалось до 2000-го года. Молод был и наивен...
    ОтветитьНравится
  • Моше Кривицкий  10 июля, 12:46
    Это мне напоминает как на велике пару раз перевозил разные вещи, держа в одной руке. Вроде не сильно тяжёлые и не далеко — но измучился конкретно. А почему? Потому, что нужно равновесие. А в ракете оно нужно в 100 раз больше. А они чего? Такая бандура сбоку!
    По моему это сделали только что бы переплюнуть ссср. Ну дык ссср их переплюнул в Бураном и Спиралью. Ещё чуть чуть подёргались, холодная война кончилась, можно и признать что спускаемые аппараты — это то что надо и хватит бабки зазря тратить. А Спираль скопировали и свои Х-чего-то-там клепают. И гордость не позволяет сказать: Раша из зе бэст.
    ОтветитьНравится
  • Сергей Евчик  10 июля, 16:35
    Данные типы аппаратов — бездонная бочка для горючего... Нужно кардинально пересмотреть всю конструкцию, и для этих целей — частник незаменим (ибо конкуренция творит чудеса (пример — СССР и США)). Но, с другой стороны, госбюджет — это есть гуд ;-), если он есть. В общем нужно строить гравилеты, а пока не построили государству и частникам нужно объединиться.
    ОтветитьНравится
  • Горючее стоит меньше 1% от стоимости запуска у обычной ракеты, а Шаттла — ещё меньше.
    ОтветитьНравится
  • Сергей Евчик  10 июля, 21:29
    А если посчитать все расходы на запуск и подготовку шатла? Огромные деньги....
    ОтветитьНравится
  • С тем что запуск Шаттла стоит очень дорого я не спорю.

    Шаттл — неудавшаяся попытка создать многоразовый корабль.

    ОтветитьНравится
  • Не то что неудавшаяся (все таки 135 запусков, 1600 доставленных на орбиту тонн груза трудно назвать попыткой), а слишком амбициозная для времени своего создания. Изначально то ведь планировалось, что шаттлы будут летать раз в две недели, каждый челнок сможет совершить до сотни миссий, да и сами миссии должны были в перспективе стать самоокупаемыми. Но в реальности все оказалось намного сложнее, и ни по одному из этих пунктов поставленные цели достигнуты не были
    ОтветитьНравится
  • насавцам не получилось сделать по-настоящему многоразовой обшивку и движок — в противном случае у них бы получились и регулярные полёты, и стоимость 1/100 от нынешней.

    Будем надеяться что первый блин комом, и следущая итерация будет более удачной :)

    ОтветитьНравится
  • Poмaн Coлжeницын  11 июля, 00:26
    На нормальную многоразовую систему просто средств не давали, те кто строил Шаттл изначально понимали, что в таком виде это абсолютно тупиковый прожект:
    www.buran.ru/htm/shuttle.htm
    ОтветитьНравится
  • Михаил Зиньков  12 июля, 10:30
    Только не надо про средства дорогой. На эту программу столько денег впустую грохнули, что другим и не снилось. Подсчитанно, что за те деньги, что пошли на программу можно было бы вывести на орбиту в 12 (!) раз больше полезной нагрузки. Так, что Ваши аргументы как сейчас говорят «не катят». Эта программа именнои и характеризуется избытком пущенных средств и недостатком мозгов у конструкторов. Эта программа живая иллюстрация к картине: «Сон разума рождает чудовищ» ...
    ОтветитьНравится
  • Poмaн Coлжeницын  22 июля, 00:10
    В сентябре 1969г. Целевая космическая группа образованная для формулирования новых целей в космосе, предложила два варианта: «по максимуму» — экспедицию на Марс, пилотируемую станцию на окололунной орбите и тяжелую околоземную станцию на 50 человек, обслуживаемую кораблями многоразового использования. «По минимуму» — только космическую станцию и космический челнок. Но президент Никсон отверг все варианты, потому что даже самый дешевый требовал 5 млрд. долларов в год.
    NASA оказалось перед тяжелым выбором: нужно было или начать новую крупную разработку, позволяющую сохранить кадры и накопленный опыт, или объявить о прекращении пилотируемой программы. Было решено настаивать на создании шаттла, но подать его не как транспортный корабль для сборки и обслуживания космической станции (держа, однако, это про запас), а как систему, способную приносить прибыль и окупить инвестиции за счет выведения на орбиту спутников на коммерческой основе. Проведенная в 1970 г. экономическая оценка показала, что при выполнении ряда условий (не менее 30 полетов шаттлов в год, низкий уровень эксплуатационных расходов и полный отказ от одноразовых носителей) окупаемость в принципе достижима.
    Обратите внимание на этот очень важный момент в понимании истории шаттла. На этапе концептуальных исследований облика новой транспортной системы произошла замена принципиального подхода к проектированию: вместо создания аппарата для определенных целей в рамках отпущенных средств разработчики начали любой ценой, путем «притягивания за уши» экономических расчетов и будущих условий эксплуатации, спасать существующий проект челнока, сохраняя созданные производственные мощности и рабочие места. Другими словами, не челнок проектировался под задачи, а задачи и экономическое обоснование подгонялись под его проект ради спасения отрасли и американской пилотируемой космонавтики. Такой подход «продавливало» в Конгрессе «космическое» лобби, состоящее из сенаторов — выходцев из «аэрокосмических» штатов — в первую очередь, Флориды и Калифорнии.
    Требования военных по полезному грузу предопределили размеры орбитального корабля и величину стартовой массы системы в целом. Для увеличенного бокового маневра требовалась значительная подъемная сила на гиперзвуковых скоростях — так на корабле появилось крыло двойной стреловидности и мощная теплозащита.
    В 1971 г. стало окончательно ясно, что NASA не получит $9-10 млрд., необходимых для создания полностью многоразовой системы. Это второй важный поворотный момент в истории создания шаттла. До этого у проектировщиков еще было две альтернативы — потратить много средств на разработку и построить многоразовую космическую систему с небольшой стоимостью каждого запуска (и эксплуатации в целом), либо попытаться сэкономить на этапе проектирования и перенести затраты в будущее, создав дорогую в эксплуатации систему из-за высокой стоимости разового запуска. Высокая стоимость запуска в этом случае обуславливалась наличием в составе МКС одноразовых элементов. Чтобы спасти проект, конструкторы пошли по второму пути, отказавшись от «дорогой» в проектировании многоразовой системы в пользу «дешевой» полумногоразовой, тем самым поставив окончательный крест на всех планах будущей окупаемости системы.
    ОтветитьНравится
  • Могу сказать что сама конструкция мне кажется весьма правильной, но пристыковывать её сбоку к ракетоносителю экономически нецелесообразно, да и по безопасности тоже. А вот запустить её с самолёта разгонщика, или приделать к ней для разгона собственные, авиа двигатели, может что-нибудь и вышло бы безопасное и экономичное. Саму кабину с экипажем можно сделать отстреливаемой, в случае нештатной ситуации, да и если в этой капсуле по какой-то причине нельзя будет совершить безопасную посадку, экипаж должен иметь возможность катапультироваться; как из истребителя, к примеру.
    ОтветитьНравится
  • К ракете-носителю был пристыкован Буран, Шаттл ни к какой ракете-носителю не пристыкован.
    ОтветитьНравится