Toyota Idea Expo: скутеры из ботинок, ремня, палки и циркуля

Ацуси Фукуниси на своём автомобиле в ботинках развивает скорость до 20 км/час (фото toyota.co.jp).

В начале февраля 2003 года в новостях нескольких каналов показали, как какой-то японец катается на ботинках с моторчиком. Автомобиль, говорят, прямо в обувь вмонтировал. Ого, думаем, надо же, новость-то какая. Мы что-то пропустили?

«В Японии ведущие автоконструкторы и дизайнеры провели состязание на самые оригинальные идеи в области машиностроения. Вряд ли хотя бы одна из этих моделей пойдёт в серийное производство, но организаторы конкурса такой задачи и не ставили, — сказало российское телевидение в программе „Вести“.

— Один из инженеров при помощи нехитрых приспособлений буквально „оживил“ свою машину — теперь у неё есть „лицо“, „глаза“ и „уши“. Другой дизайнер решил пофантазировать на тему детских аттракционов из луна-парка.

Но больше всего зрителям запомнилась машина, вмонтированная в подошвы ботинок. Надел — и катайся, сколько хочешь», — добавило оно же.

Дырки от шурупов в районе передних роллеров наводят на мысль, что когда-то они там были сдвоенными (фото Michael Wolf/Spiegel).

«За ленивых японцев будет улыбаться автомобиль. Изобретательные японцы представили самое крохотное в мире средство передвижения. На колеса они поставили… обыкновенные ботинки, вмонтировав в них электромотор, — сказала НТВ в программе „Сегодня“.

— С помощью дистанционного пульта управления обладатель такой обуви сможет развивать скорость до 22 километров в час.

Более того, устав от производства „простеньких“ спортивных седанов и мини-вэнов, японцы внедрили в жизнь другой плод фантазии. Весёленький автомобиль под названием „Mister Smile“ способен расплываться в улыбке. На выставке в Токио он соседствует с экологически-чистыми средствами передвижения – такими как велосипед.

Он — тоже необычный, поскольку работает не на топливе, а на воде. Энергия производится с помощью солнечных батарей.

На заднем плане видны кроссовки, которые Фукуниси снял, чтобы позировать фотографу Reuters.

Как уверяют японцы, в ближайшем будущем даже на самокатах можно будет кататься без всякой затраты сил. За человека всё сделают новые технологии», — отметила она же.

Что ж, хорошие новости. Вроде как есть из-за чего иногда и телевизор смотреть.

Только вот выяснилось, что новость прошлогодняя, не дошла, значит, до нас своевременно. Стали разбираться и узнали вот что:

«Ленивые японцы» провели в ноябре прошлого года мероприятие Idea Expo 2002, которое по праву называют Toyota Idea Expo, поскольку устраивается оно ежегодно на Toyota Stadium в Toyota City, в нём участвуют, в том числе, сотрудники Toyota, и Toyota же всё это дело спонсирует. Ну как, вам ещё не захотелось купить автомобиль Toyota?

Эту, с позволения сказать, ярмарку идей уже 26 лет подряд проводит сообщество тойотовских инженеров (Toyota Engineering Society — TES), которому и самому уже стукнуло 55 лет, а инженеров в TES аж 31 тысяча.

Анатомия полуботинок «Easy Shoes» (иллюстрация toyota.co.jp).

Idea Expo названо мероприятием, потому что это не просто выставка — это соревнование изобретений, а в 2002 году оно было посвящено в основном транспортным средствам: «Ultra» Vehicles 20 Years from Now" — на чём будем передвигаться через 20 лет.

Ещё были соревнования механизмов для скачков-прыжков «Mechanism Contest: Jump!» и гонка мини-автомобилей, которые едут благодаря ветру собственного производства «Race: Formula Wind!».

Это всё интересно, но мы-то нацелились на ботинки с моторчиком и «весёленький автомобиль», потому давайте поговорим о них, родимых.

Скоростные полуботинки рядом с наградой, которую получил их изобретатель (фото toyota.co.jp).

Итак, гран-при председателя жюри («Chairman’s Award») главы TES Акихито Сэйто (Akihiko Saito) достался 32-летнему Ацуси Фукуниси (Atsushi Fukunishi), который работает в Toyota, где занимается электронными системами впрыска топлива.

В течение 6 месяцев он тратил всё своё свободное время на «секретный проект» и в итоге показал «Easy Shoes». Это те самые полуботинки 26 размера, которые могут везти 70-килограммового ездока со скоростью 20 км/час.

По словам изобретателя, самым сложным было вместить два электродвигателя, приводы, механизм дистанционного управления и силовую цепь в пятки. 8-вольтовые батарейки скрыты под брючинами.

На подошве каждого ботинка — два роллера. Передний, понятное дело, пассивный. Подошвы пришлось заметно укрепить, но Фукуниси настаивает, что моторизовать можно самую что ни на есть обычную обувь.

«Easy Shoes» назвали самым маленьким в мире моторизированным транспортным средством, а работу изобретателя «подвигом в миниатюризации».

«One-Way Safety Cart» с кожухом и без (фото toyota.co.jp).

Как отмечает немецкий еженедельник Spiegel, достоинство этой «машины», прежде всего, в её незаметности — с виду обычные коричневые полуботинки.

Думается, не зря Фукуниси надел шлем при демонстрации «Easy Shoes». Как шутливо заметило жюри, единственный ремень безопасности — тот, что поддерживает брюки.

В общем, хотя изобретателю автомобиля в подошвах и дали кубок с ленточкой, в основном конкурсе ботинки с мотором заняли лишь пятое место. Как говорится, «обладатель золотой недали».

А саму золотую медаль (Gold Award) вручили команде из 6 человек под руководством Харуми Аджики (Harumi Ajiki), которая изобрела «One-Way Safety Cart». Это «One-Way» означает, что данная безопасная электротележка едет, как бы это, только в одном направлении — вперёд.

Хотя, это, конечно, не совсем так. Круглое транспортное средство устроено таким образом, что когда надо поехать в противоположном направлении, колёса и корпус остаются на месте, а внутренняя секция вместе с креслом водителя разворачивается на 180 градусов.

Принцип складывания скутера «Stick Walker» и пример его использования большеглазой нарисованной девушкой (иллюстрация toyota.co.jp).

Жюри отметило, что «One-Way Safety Cart» хороша для водителей, которые не умеют, не любят, не хотят сдавать назад. Скорость? Неизвестна. И за такую вещь золотую медаль? Разве ботинки не эффектнее?

А серебро Idea Expo 2002 тоже досталось группе из 6 человек под предводительством Синьджи Тоямы (Shinji Tohyama). Их наградили за ультракомпактный разборной электрический скутер «Stick Walker».

Пакет батарей, соединённый с электродвигателем проводом, пользователь вешает на пояс. Тыловое колесо вместе с подножкой легко складывается и крепится к рулю.

В таком сложенном виде эту палку, то есть «Stick Walker», и полагается в пору неуместности действия скутера тащить за собой. Скорость? Неизвестно, но можно ездить на нём как на самокате, отталкиваясь ногами.

И наконец бронзовым лауреатом стал переносной автомобиль «Wearable Car», изобретённый Нобаюки Эндо (Nobuyuki Ando) — эту разработку вы могли видеть в Стоп-кадре. Своё транспортное средство Эндо демонстрировал при помощи сына — это сын на фото.

В разобранном состоянии «Wearable Car» может быть обернуто вокруг талии, то есть носится как пояс. Потом пользователь снимает пояс и выгибает его в обратном направлении, скрепляя концы кабелем.

«Wearable Car»: превращение из пояса в скутер (фото toyota.co.jp).

В результате получается электрический скутер с сидением и подставками для ног. Само собой разумеется, этому «автомобилю» не требуется места на стоянке.

Дополнительный приз председателя жюри («additional Chairperson Award») Акихито Сэйто получила страшная шагающая машина «Compass Boy» — изобретение 5 человек во главе с Норито Сакакибарой (Norito Sakakibara). Это транспортное средство ходит на двух, как бы сказать поточнее, сложных опорах, между которыми сидит водитель.

Внутри каждой опоры есть, о Господи, упор. Короче говоря, двигается этот «Compass Boy» по принципу циркуля: центр тяжести переносится на одну опору, в то время, как другая переставляется вперёд или назад по дуге.

Вот такие дела с наградами. Что там у нас осталось? А, ну да: автомобиль, который «за ленивых японцев будет улыбаться» и велосипед «на воде». Эти чудеса имели место, но демонстрировались вне конкурса, а так сказать в ходе карнавала.

В роли того, что ТВ назвало способным расплываться в улыбке «Mister Smile», выступала спортивная машина Toyota MR-S с возможностью «Boro Cop». Бампер, играющий роль челюсти опускается, обнажая «зубы», а фары моргают вроде как «глаза». «Ушей» нет. В целом «весёленький автомобиль» выглядит весьма зловеще.

Весёленький автомобиль расплывается в улыбке. Председатель жюри Акихито Сэйто. Супергерой оседлал велосипед на водороде (фото toyota.co.jp).

«Велосипедом на воде» служил «Ultra-FC bicycle». Это, скорее, мопед или опять-таки электрический скутер. Хотя можно и как обычно педали крутить. Над передним колесом — солнечные батареи, сзади — водородные топливные элементы. Электролиз и все дела.

«Но больше всего зрителям запомнилась машина, вмонтированная в подошвы ботинок» — это точно. «За человека всё сделают новые технологии» — о да, несомненно. Idea Expo 2003 ждать ещё долго, но всё равно интересно, что «ленивые японцы» покажут в следующий раз.



Начинается изучение жизни владельцев Segway

30 января 2003

Рельсомобили TriTrack сбрасывают колёса и батареи

27 января 2003

Segway будут выдавать напрокат во Франции

27 января 2003

Зубная щётка — изобретение жизненной необходимости

23 января 2003

В Сан-Франциско Segway объявлен вне закона

20 января 2003