Анонсирована крупнейшая система воздушного старта в космос

Если проект будет реализован, он сможет установить сразу несколько рекордов в авиации и космонавтике (иллюстрация Stratolaunch Systems).

Один из самых талантливых авиаконструкторов нашего времени, два предпринимателя с мировым именем, бывший шеф NASA и бывший главный инженер агентства объединились, чтобы создать самую амбициозную частную систему космических запусков.

13 декабря 2011 года молодая компания Stratolaunch Systems анонсировала проект одноимённого воздушного старта ракет-носителей среднего класса. Новая система должна выводить на низкую околоземную орбиту 6,12 тонны полезного груза. Это сопоставимо с возможностями ракет из семейства «Союз» или Delta II.

Неудивительно, что поднимать космическую ракету за облака должен двухфюзеляжный самолёт размером с два «Боинга-747». Вес всего комплекса на старте превысит 544 тонны.

Самой идее воздушного старта – много лет. Однако никто пока не смог построить комплекс с такими огромными габаритами и массой (иллюстрация Stratolaunch Systems).

Чтобы понять серьёзность затеи, достаточно посмотреть, кто стоит за проектом. Финансирование – миллиардер Пол Аллен (Paul Allen), соучредитель компании Microsoft. Самолёт-разгонщик — знаменитый конструктор Бёрт Рутан (Burt Rutan) и основанная им авиастроительная компания Scaled Composites (ныне – дочерняя фирма Northrop Grumman). Ракета – миллионер Элон Маск (Elon Musk) и его космическая компания SpaceX.

Только для перечисления заслуг и рекордов упомянутых лиц и фирм в аэрокосмической сфере не хватит одной статьи. Скажем лишь, именно эти люди создали и запустили первый в мире частный пилотируемый аппарат, слетавший в космос по суборбитальной траектории, первую в мире частную жидкостную ракету, поднявшую на орбиту спутник, а ещё первый частный космический корабль, побывавший на околоземной орбите и благополучно спустившийся на Землю.

Замахнулись инициаторы проекта на рекордные показатели. Так, размах крыльев самолёта-разгонщика должен превысить 117 метров. Это больше, чем у нынешних воздушных титанов Airbus A380 и "Мрии".

Необходимая для такого монстра длина полосы равна 3,66 километра. Американцы пишут, что один из возможных пунктов базирования комплекса Stratolaunch — взлётно-посадочная полоса для шаттлов в космическом центре Кеннеди во Флориде (иллюстрации Stratolaunch Systems).

Тянуть самый крупный в мире самолёт будут шесть двигателей от 747-го «Боинга». Кстати, построят гиганта в ангаре Stratolaunch Systems в аэрокосмическом порту Мохаве (возведение самого ангара стартует в начале 2012 года).

Авторы проекта утверждают, что перед отделением ракеты самолёт-носитель сможет пролететь до 2400 километров. Это открывает большие возможности для выбора точки и азимута пуска.

Старт ракеты с территории разных стран или из международных вод, практически любые орбиты с любым наклонением, районы падения отработанных ступеней в открытом океане... Такие преимущества всегда считались козырями космических воздушных стартов.

И ведь проектов такого плана в истории было немало. Но из успешно реализованных можно вспомнить разве что ракету Pegasus от Orbital Sciences Corporation. Однако та поднимает на орбиту только 440 килограммов. Рост выводимого на орбиту груза в 14 раз требует не просто масштабирования техники, а полного переосмысления компонентов.

За систему стыковки самолёта и ракеты, а также за общую интеграцию всех систем комплекса Stratolaunch отвечает компания Dynetics (иллюстрации Stratolaunch Systems).

Разделение самолёта и ракеты должно происходить на высоте более девяти километров, рассказывает Spaceflight Now. Это приблизительно нижний край стратосферы (10-11 км).

Вес жидкостной ракеты-носителя, подвешенной под крылом разгонщика, может достигать 222 тонн. Это будет производная от SpaceX Falcon 9. Длина новой ракеты составит 36,6 метра. Её первая ступень будет снабжена небольшими крыльями.

Системы на борту самолёта должны вести обратный отсчёт и выдавать команду на запуск пяти движков первой ступени РН, а также — следить за состоянием полезной нагрузки.

«Я давно мечтал сделать следующий большой шаг в частных космических полётах после успеха SpaceShipOne — предложить гибкую орбитальную систему доставки, — говорит Пол Аллен. — Мы стоим на пороге радикальных перемен в отрасли. Stratolaunch Systems осваивает инновационные решения, которые произведут революцию в космических путешествиях» (иллюстрации asb.tv, Scaled Composites, Vulcan / Discovery Channel Productions, Stratolaunch Systems).

По уверениям новой компании Пола Аллена, ракета комплекса Stratolaunch будет выводить на орбиту коммерческие и государственные спутники, а также пилотируемые аппараты.

В качестве рыночных преимуществ затеи команда Аллена называет низкую стоимость пусков (хотя о точных цифрах говорить рано) и, что не менее важно, малый срок подготовки к очередному старту. Клиенты не должны долго томиться в очереди, запуски на орбиту станут повседневной рутиной – таков лейтмотив проекта.

Нужно особо отметить, что среди персонала Stratolaunch Systems и её партнёров встречаются много людей, ранее работавших в американской космической программе и авиационной отрасли.

Так, в команду Stratolaunch Systems вошёл Майкл Гриффин (Michael Griffin), по образованию физик и аэрокосмический инженер, занимавший пост главы NASA с 2005-го по 2009 год.

Среди персоналий, участвующих в проекте, американцы также упоминают инженеров и менеджеров, занимавшихся запусками шаттлов, лётчиков-испытателей легендарного сверхзвукового разведчика SR-71...

Новый гигант от Рутана, помимо роли носителя для ракеты, сможет работать уникальным транспортным самолётом, способным доставлять сверхмассивные грузы на расстояние до 14 800 км (иллюстрация Stratolaunch Systems).

Руководить Stratolaunch Systems в качестве президента и директора Аллен взял ветерана NASA с многолетним опытом в области проектирования и управления полётами человека в космос, бывшего главного инженера NASA Гари Венца (Gary Wentz).

Именно из-за такого внушительного списка участвующих в проекте людей хочется верить в него, несмотря на все сложности принятой схемы запуска.

Лётные испытания самолёта-носителя должны начаться в 2015 или 2016 году. Первые старты ракеты – несколько позже.



NASA придумало гарпун для кометы

14 декабря 2011

Американский планетоход Curiosity отправился на Марс

26 ноября 2011

Американцы удачно испытали управляемое гиперзвуковое оружие

21 ноября 2011

Корабль с новым экипажем МКС поднялся на орбиту

14 ноября 2011

Две китаянки вошли в число кандидатов на полёт в космос

10 ноября 2011
  • Александр Иерархов  14 декабря, 16:31
    Когда была та «Мрия»... С неё и планировалось такое... Но дерьмократия разьела...
    ОтветитьНравится
  • Сергей Клиничев  14 декабря, 16:32
    МАКС всётаки немного другое, там челнок — все дела...
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  14 декабря, 16:35
    Не, там не Буран был...
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 декабря, 16:43
    Насколько знаю, не с «Мрии», а с её производной, покрупнее. (проект среди прочего упоминался тут www.membrana.ru/particle/3223).
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 декабря, 16:44
    Иерархов. А кто-то разве произнёс «Буран»? Вам сказали МАКС, ознакомьтесь в сети что ли. Ну и с «Хотолом» заодно..
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  14 декабря, 16:45
    Сергей Клиничев 14 декабря, 16:32
    МАКС всётаки немного другое, там челнок — все дела...
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 декабря, 16:47
    PS. Буран Мрия могла только транспортировать, а никак не запускать.
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  14 декабря, 16:48
    Кто б спорил.... У евойного движков нет...
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 декабря, 17:04
    Так «челнок» не значит автоматом «Буран». :)
    В системе МАКС был свой оригинальный челнок, в HOTOL — свой, Saenger ещё был и тд и тп — все они «челноки», как собственно и американские шаттлы.
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  14 декабря, 17:05
    Тоже никто не спорит... :)
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Федотов  15 декабря, 01:03
    коммунизм сам себя разьел ... и умер в агонии.
    ОтветитьНравится
  • Владимир Тыщенко  15 декабря, 05:26
    Болтовня
    ОтветитьНравится
  • Александр Давронов  17 декабря, 11:57
    ахаха..... бред неизлечимого..
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Федотов  17 декабря, 17:26
    Коммунистический бред
    Зловещий всевидящий глаз
    Кошмар стал длиннее на день
    А день стал короче на нас
    ОтветитьНравится
  • Сергей Клиничев  14 декабря, 16:57
    Челнок не равно Буран, вот ознакомьтесь buran.ru/htm/maxmain.htm
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  14 декабря, 16:59
    Сергей Клиничев 14 декабря, 16:57
    Челнок не равно Буран

    Тоже правда...

    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  14 декабря, 17:02
    Интересно, надолго ли хватит Империи Добра идей Империи Зла?
    ОтветитьНравится
  • Андрей Васильев  14 декабря, 23:41
    Ах, ну конечно, мы все придумали, а у нас все украли... ))
    Александр, а какую идею по вашему «Они» позаимствовали?
    Идею поставить ракету на самолет?
    Так это еще немцы во время войны придумали («R4M»).
    В чем идея-то? Или я вас неправильно понял?
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  14 декабря, 23:54
    Что вы, никакой, разве могут пиндосы идеи воровать? Нет, нет, и ещё раз нет!!!!!!!
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  14 декабря, 23:55
    Ои даже и не бомбят никого, они сеют демократию...
    ОтветитьНравится
  • Андрей Васильев  15 декабря, 02:54
    Я правильно вас понял, что по сути вопроса вам сказать нечего? ...
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  15 декабря, 03:06
    Разве я не по сути? Я как раз по сути именно этого вашего вопроса на который вы прочитали ответ... :))))
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  15 декабря, 03:10
    Вы видимо собираетесь утверждать что я вру в этом ответе? :))
    ОтветитьНравится
  • Антон Куперблюм  15 декабря, 10:28
    Врешь?
    Отнюдь. Троллишь. Толсто.
    Не прикидывайся глупее чем есть на самом деле. Не то что бы разница сильно велика, но все же ...
    ОтветитьНравится
  • Александр Гэдзь  15 декабря, 10:29
    Грузию не бомбили точно!
    ОтветитьНравится
  • Андрей Васильев  15 декабря, 13:11
    «....Вы видимо собираетесь утверждать что я вру в этом ответе? :))»
    Уже нет. )
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  15 декабря, 22:53
    Александр Гэдзь 15 декабря, 10:29
    Грузию не бомбили точно!
    ----------------------------------------------------------

    Зато Грузия по заданию сеяла... :)))

    ОтветитьНравится
  • Алексей Номеров  16 декабря, 22:31
    «Врешь?
    Отнюдь. Троллишь. Толсто.
    Не прикидывайся глупее чем есть на самом деле. Не то что бы разница сильно велика, но все же ...»
    +1
    ОтветитьНравится
  • Иван Петров  14 декабря, 17:00
    Да неужели кто-то додумался до этого проекта.
    Очевидно, что старт ракеты с поверхности земли удовольствие дорогое.
    Да и в стартовом комплексе отпадёт необходимость.
    Смущают только пара вещей — механизм отделения от самолёта-носителя —
    в полёте как бы его не заклинило; маленькое крыло на самой ракете должно тоже повлиять на аэродинамику.
    Но этот всё технические сложности, они вполне решаемы.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 декабря, 17:05
    Я уже говорил — додумались до самой идеи очень давно. Вот реализовать на таком уровне — никому пока не удалось. Посмотрим, как удастся этой «звёздной» команде.
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  14 декабря, 17:09
    Хотите стану оракулом Леонид? На это наложит лапу пентагон, миллионер сбежит стирать штаны. Потом идея типо заглохнет и всплывёт военной разработкой...
    ОтветитьНравится
  • Сергей Клиничев  14 декабря, 17:10
    Мне кажется, что основное преимущество это разнообразие в географии старта и наклонении орбит, а не в какой-либо серьезной экономии от 9 километров, хотя это всё считать надо...
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 декабря, 17:22
    Клиничев.

    Тут и считать нечего: от 9 километров экономии немного, хотя аэродинамические потери будут тут чуток поменьше. Да и начальная скорость ракеты при отделении — смехотворно мала, по сравнению с первой космической.

    Главное преимущество тут гибкость в выполнении задания и отсутствие сложного наземного стартового стола. Взял на аэродроме РН с ПН, полетел в нужный район, запустил по нужному азимуту, вернулся за новой ракетой. Красота.

    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  14 декабря, 20:44
    От разницы высоты в 9км экономия будет мизерной. От скорости — тоже. А вот воздух там заметно разряженнее, а значит тяга движков будет выше. Кил 200 на этом выиграют точно.
    А вот основной плюс в отказе от стартовых площадок. Так как из стоимости запуска на проплаты за стартовую уходит до 60% суммы.
    ОтветитьНравится
  • Михаил Зиньков  14 декабря, 21:10
    Думаю стоимость эксплуатации такого самолета намного больше стоимости эксплуатации наземного стартового комплекса. Да и от наземного стартового комплекса всеравно не откажешься, где заливать в ракету топливо перед полетом, где ее цеплять? Да и еще много таких «где» возникнет. Мое мнение — пустая затея, которая не даст реальной выгоды. Косвенное подтверждение «пустоты» — это «звездный» состав из «бывших» и уже никому не нужных «разработчиков». Под конец решили по-крупному пропиарится...а потом писать мемуары типа «как нам не дали сделать ...»
    ОтветитьНравится
  • Steven Lerner  14 декабря, 22:10
    Леонид, экономия будет и огромная.

    Атмосферное давление на высоте 9 км «немножко» ниже, чем на уровне моря. Соответственно и тяга ракетных двигателей на этой высоте существенно выше.
    Вы же знаете, что тяга растет с высотой. Для каждого двигателя обычно указывается тяга на уровне моря и в вакууме. Как говорили у нас на Малой Арнаутской — это «две большие разницы».

    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  14 декабря, 22:33
    Уже все посчитано. Воздушный старт должен быть в 10 раз дешевле. Около 500 баксов за кг
    ОтветитьНравится
  • Артем Прокопов  14 декабря, 22:51
    Взял аэродром это конечно хорошо, но учитывая, что этот комплекс уже в проекте весит всего на 100 тонн меньше А380, начинаем задаваться вопросом, а сколько аэродромов сможет принять это чудо техники.
    ОтветитьНравится
  • Борис Минтарский  14 декабря, 22:56
    А вот это вы читали? rnd.cnews.ru/tech/news/top/index_science.shtml?2011/12/13/468719
    в НАСА надеются совершить прорыв в области LENR и подарить человечеству неисчерпаемый экологически чистый источник энергии. Он будет иметь уникальные достоинства, среди которых масштабируемость – от микроватт до гигаватт; отсутствие необходимости в антирадиационной защите реакторов, возможность использования на любых транспортных средствах от электроскутеров до космических кораблей, отсутствие выделения парниковых газов; топливо дешево (никель в изобилии, а водород можно получать из воды); возможность полной замены ископаемого топлива реакторами LENR.
    ...Небольшой многоразовый космический аппарат длиной в 30-40 м и весом 40-50 т сможет доставить на низкую околоземную орбиту около 9 т груза. При этом он будет взлетать и садиться по-самолетному и обойдется без огромных криогенных баков с химическим горючим.
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  14 декабря, 22:59
    Ну вот... Тогда придавили, сейчас присвоили....
    ОтветитьНравится
  • Артем Прокопов  14 декабря, 23:02
    Вообще-то тяга реактивного двигателя с набором высоты уменьшается.
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  14 декабря, 23:09
    У реактивного максимальная тяга в вакууме. А у турбореактивных то да, уменьшается....
    ОтветитьНравится
  • Артем Прокопов  14 декабря, 23:09
    Ну например возьмем РД-180 тяга у земли 390 тс в вакууме 423 тс, вы хотите сказать, что есть огромная разница? При таких различиях 9 км не роляют.
    ОтветитьНравится
  • Артем Прокопов  14 декабря, 23:12
    Ну да это мы тоже слышали, Шаттл каждый пуск будет обходится дешевле 100 млн. долларов, ну итог мы знаем.
    ОтветитьНравится
  • Steven Lerner  14 декабря, 23:24
    Конечно огромная!
    33 ТОННЫ силы! Вы смеётесь?

    Для РД-180 это ещё мелочи. На одной ступени ракеты вы можете поставить только один такой двигатель. На Фальконе стоят ДЕВЯТЬ двигателей Мерлин-1. Тяга с уменьшением давления меняется от 43,1 до 49,2 т.с.
    Разница, вроде, небольшая, всего около 6 т.с. Но умножьте 6 т.с. на 9 двигателей — это, больше, чем ещё один дополнительный Мерлин поставить!

    ОтветитьНравится
  • Артем Прокопов  14 декабря, 23:33
    На 9 км вроде не вакуум, так что тяга изменится не так значительно, только вы забыли, что на эти 9 км вам все это нужно поднять, не на самом дешевом носителе, нет конечно носитель этот можно сказать вечен, но экономия будет не так значительна как кажется, а в абсолюте может вообще свестись на нет, из-за больших вложений в разработку и производство такого огромного самолета, напомним А380 будет окупать свою разработку годами совершая тысячи рейсов, а сколько рейсов будет делать это чудо?
    ОтветитьНравится
  • Таир Бакиев  15 декабря, 00:55
    Не забывайте, что его можно военным впарить! Да и остальным такой транспортник не помешает.
    ОтветитьНравится
  • Steven Lerner  15 декабря, 01:55
    Если я не ошибаюсь, то при давлении 760 мм.рт.ст. на уровне моря и температуре 15 град.цельсия, давление на высоте 9 тысяч метров составит примерно 100 мм.рт.ст. Это очень существенная разница для тяги ракетных двигателей. Помню график изменения тяги с высотой для ракеты Сатурн-5 — первая ступень развивала максимальную тягу на высоте около 12-15 км.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  15 декабря, 13:58
    Тема LENR ооочень спорная. Ну ооочень.
    Ваш источник попахивает желтизной.
    «В ходе недавней презентации специалисты НАСА рассказали об эпохальных изменениях»
    Ни одной реальной фамилии. Ни одной ссылки на первоисточник. Либо место и время доклада.
    Пишут, конечно, красиво. Но хотелось бы увидеть оригинальное заявление НАСА. Почему-то я уверен, что не увижу.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  15 декабря, 14:06
    А Вы познакомьтесь поближе с историей разработки шатла. Почитайте каким он должен был быть. Что там все должно было быть многоразовое даже первая ступень. И оцените насколько была урезана программа ибо правительство не дало даже половину финансирования для полной реализации программы.
    Это все равно как Вы пришли в автосалон и говорите, что хотите себе Хаммер. Вам говорят — 100 килобаксов. Вы говорите,что Вы дадите только 50, но чтоб это был хаммер. Вам отвечают, что они кузов с салоном хаммера натянут на раму, ходовую и двигатель УАЗ"ика. Вы соглашаетесь.
    А потом все Ваши друзья и знакомые, которых Вы катаете ходят и рассказывают, что хаммер — кал, бабок и вложений таких не стоит, а производители — лжецы и обманщики.
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  15 декабря, 14:24
    Это называется московская модель продаж: лишь бы впарить.
    Один мой конкурент так и говорит: от интернета до минета.
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  15 декабря, 14:38
    все компании — интеграторы так работают :-) лишь бы впарить...а чтобы впарить наверняка, дать нужному человеку откат. Кто больше отката даст тот и выиграл тендер.
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  15 декабря, 14:49
    Не всегда. Я часто обыгрываю конкурентов чисто своими преимуществами. Не было случаев, чтобы выиграл за счет отката.
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  15 декабря, 14:51
    а вы компания -интегратор?
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  15 декабря, 15:00
    Я часто обыгрываю конкурентов чисто своими преимуществами.
    ---------------------------------------------------------------------------------------

    Все всегда выглядят белыми и пушистыми...

    Гы... А я Чёрный и Пушистый... :))))))

    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  15 декабря, 15:19
    >>а вы компания -интегратор?

    да, сейчас больше стараюсь сместить акцент в производство. Это прибыльнее и проще.

    ОтветитьНравится
  • Алан Гибизов  15 декабря, 15:23
    У Вас, Ольга, мне кажется, превратное представление о работе компаний-интеграторов. Это просто инструмент. Они специально СОЗДАЮТСЯ заинтересованными лицами, чтобы выплатить откат, причем откат идет ОЧЕНЬ ВЫСОКО. Выше только ВВП.
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  15 декабря, 15:23
    дык а что производите то? молчите как партизан...секрет?
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  15 декабря, 15:26
    дык а что производите то?
    ----------------------------------------------

    Аферы? Не? ;)

    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  15 декабря, 15:32
    >>мне кажется, превратное представление о работе компаний-интеграторов.

    Вовсе нет. сужу из личного опыта. Как нашей компании предлагают свои услуги и продукты.

    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  15 декабря, 15:57
    Я не впариваю. Дядька мой смотрел на меня как на дурака, когда я рассказывал, что часто отказываю клиентам потому, что внедрение моего продукта в этих условиях может быть неэффективно.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  15 декабря, 15:59
    Ольга, а что произошло с Вашими двумя статьями?
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  15 декабря, 16:01
    >> дык а что производите то? молчите как партизан...секрет?

    пусть это останется за кадром ;)
    Скажу лишь что этим нынче пользуются абсолютно все компании в той или иной форме.

    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  15 декабря, 16:11
    убрала и все. Эксперимент закончен :-)
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  15 декабря, 16:14
    хм...ну что может быть абсолютно у всех...лампочки, унитазы, раковины, компьютеры, периф. устройства, интернет. ну программы реже, 1с, оракле, срм, сайты, остальных еще реже...
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  15 декабря, 16:15
    ну напишите мне в почту: iammultic@gmail.com я никому не скажу. А то теперь не усну...
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  15 декабря, 16:21
    >>ну что может быть абсолютно у всех...
    Не, не угадали ;)
    В почту тоже не напишу — яж говорил, что меня не существует ;))
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  15 декабря, 16:27
    ну, Саша — вредина...(*хватив за горло*)...говорите, говорите!
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  15 декабря, 16:36
    зачем?
    что знает два человека — знает весь мир.
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  15 декабря, 16:40
    все! я расстроилась...ушла дописывать КЛАДР.
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  15 декабря, 16:45
    А чо его дописывать? он же есть?
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  15 декабря, 16:47
    проверка на ЖС-е писать самим
    ОтветитьНравится
  • Борис Минтарский  15 декабря, 17:03
    "Тема LENR ооочень спорная. Ну ооочень. "! Спорить тут не буду. Действительно спорная. С самых разных т. зрения. Но — почему -то — я уверен. что рано или поздно недорогой общедоступный источник энергии пробёт себе дорогу. Несмотря на все корпоративные. «монополистические» и технологические сложности.
    ОтветитьНравится
  • Таир Бакиев  15 декабря, 23:14
    А можно , пожалуйста, ссылку на историю разработки шаттла?
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  16 декабря, 14:05
    Но — почему -то — я уверен. что рано или поздно недорогой общедоступный источник энергии пробёт себе дорогу.
    ---------------------------------------------------------------------------

    Рак сложно вылечить в заключительной стадии...

    ОтветитьНравится
  • Александр Перелука  16 декабря, 20:09
    Наверное гигатонные бомбы можно возить на территорию противника. Вот радости-то будет у военных!
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  16 декабря, 20:41
    /// убрала и все
    А мясо-то. Мясо едите?)
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  16 декабря, 20:54
    Мм. Гугл не работает?)
    Ну вот, например: www.buran.ru/htm/shuttle.htm
    Можно еще Вики открыть.
    ОтветитьНравится
  • Анатолий Алтухов  26 декабря, 19:48
    Получается среднестатистическому человеку слетать в космос будет стоить 70-80кг*500$ = 35-40тыс. баксов?
    А мне 58кг*500$= 29 тыс.$ ))) Но могу 3кг еще сбросить )) А меня выгодно в космос запускать ))
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  27 декабря, 06:07
    Добавляем сюда еще цену за полугодичную подготовку (это если полноценный полет, а не «прыжок»), массу скафандра, баллонов с кислородом и пр.
    Выводить человека гораздо дороже.
    Зато есть безусловный плюс. При воздушном старте можно, в принципе, ограничить ускорение 4g, что позволит летать подавляющему большинству людей. На ракете с этим будет большая проблема.
    ОтветитьНравится
  • Юрий Новиков  14 декабря, 17:20
    во втором корпусе «катамарана» даже окошечков нет.. видать вовсе не обитаемый бензобак. Вообще в этих двух поплавках видимо много чего нет — только баки для горючего и несущая балка для хвостового оперения?
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 декабря, 17:31
    Горючее скорее в крыльях как и у большинства самолётов — так вес равномернее распределяется.
    ОтветитьНравится
  • Юрий Новиков  14 декабря, 19:51
    неужели действительно несущая балка для хвостового оперения должна иметь такое большое поперечное сечение? Ну допустим, а нафига такой здоровый фюзеляж под кабиной? Противовес? Обтекатель? В грузо пассажирском варианте понятно — полезный обьем — салоны а тут?
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 декабря, 19:59
    Больше сечение — больше прочность на изгиб. А нагрузки там должны быть немалые. Ещё, можно предположить, в фюзеляжах можно перевозить какие-нибудь вспомогательные грузы (не во время выполнения стартовой миссии), скажем с одного аэродрома (база компании) на другой — взлётную полосу для космических рейсов. да мало ли... Самолёт ведь универсальный получается — и разгонщик и транспортник.
    ОтветитьНравится
  • Александр Ромашов  14 декабря, 20:37
    Кто мне объяснит преимущество раздельной пары стабилизаторов, перед одним объединяющим пару хвостов в нечто целое? А ещё удивляет столь большое разнесение фюзеляжей по размаху. Для этого монстра придётся собственные аэродромы строить. И вряд-ли все кому нужен груз под 200 тонн решаться построить новый аэродром ради этого, проще «Мрию» зафрахтовать... Неужели им так нужна возможность подвесить нечто крылатое?
    ОтветитьНравится
  • Максим Подболячный  14 декабря, 17:34
    Регалии персоналий по-хорошему впечатляют. Хочется верить в успех (и процентов на 90верится!) Удачи им.
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Моторыгин  16 декабря, 00:14
    Как раз таки экономическая целесообразность сего пепелаца непонятна.
    Основные расходы при запуске в космос — это наземные службы, число которых не только не уменьшится, но сильно возрастёт за счёт необходимости помимо всего остального содержать ВПП, и техобслуживание самолёта.

    Выигрышь по дельта-в мизерный, и точно не стоит гемороя с запуском с самолёта.
    Возможность запускать на орбиту под любым углом? так ли много спутников на этом сегменте рынка? тем более что и обычные ракеы прекрасно с этим справятся.

    Я отлично понимаю что не мне учить Пола вести бизнесс, т.е. у этой системы есть какие-то преимущесва ускользающие от взора инженеров и любителей)

    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Моторыгин  16 декабря, 00:15
    Технически то вполне реализуемо.
    ОтветитьНравится
  • Александр Шаиров  14 декабря, 17:35
    эта история с кадрами из NASA напоминает РЖД:
    Побыв начальником в одной из структур человек открывает бизнес в около РЖД’шной структуре покраска вагонов, проверка колёсных пар...

    Конечно мелко, по сравнению с NASA’вскими шефами, решившими стырить пару разработок из глубин инженеринговых подразделений (исследования велись разумеется на деньги налогоплательщиков) и основать свой бизнес, естественно NASA станет дойной коровой.

    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 декабря, 17:45
    Надо же всё так переврать. Проект не NASA — частных фирм Stratolaunch, SpaceX и Scaled. То, что в новой компании (и в фирмах-партнёрах) есть специалисты из NASA — не означает, что они что-то там «стырили». (у NASA был такой проект? о нём было бы известно..)

    Скорее наоборот — в недрах упомянутых фирм зародился замысел воздушного старта, а под него уж подтянули спецов, которые могли бы его реализовать.

    Деньги вообще — Аллена, он создал Stratolaunch, какие налогоплательщики? SpaceX поднялась на деньги Маска, основателя системы PayPal...

    А берут в проект бывших учёных, инженеров и менеджеров NASA не потому, что они с собой «секретные чертежи» принесут, а за способности. Частный бизнес умеет считать деньги, ему просто так «пристраивать отставников на тёплое местечко» — совсем ни к чему. Они идут туда реально работать.

    ОтветитьНравится
  • Артем Прокопов  14 декабря, 23:20
    SpaceX (Space Exploration Technologies) и OSC (Orbital Sciences Corporation) получили от НАСА 3,5 млрд. долларов на свои программы, и чем интересно они отличаются тогда от Lockheed Martin, Rockwell и Boeing которые строили Шаттл на деньги НАСА. Воздушный старт зародился не в недрах перечисленных вами фирм, этой идее около 50 лет скоро будет.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 декабря, 23:56
    Артем.

    Насчёт миллиардов. Есть деньги на развитие проектов, и есть просто банальная предоплата за будущие рейсы кораблей на МКС, сразу за какое-то там число таких рейсов. Это разные вещи. Во втором случае NASA — просто покупатель продукции и услуг. А вот гранты на проекты -это только десятки миллионов.

    Но, главное, эти компании, особенно SpaceX, фигурирующая в материале, ещё до денег NASA возникли и развили свои проекты автономно (у OSC правда там своя история, но сейчас это не важно).

    На создание фирмы и тех же Фалконов Элон Маск потратил личных средств несопоставимо больше, чем получил от NASA по программе коммерческой транспортировки.

    Когда я говорил «возникла идея воздушного старта», я имел в виду «именно данного воздушного старта». А то что сама эта идея стара — я сразу написал в статье, вы не заметили?

    Boeing — аэрокосмический титан и публичная компания с невесть сколько большим списком производств и армией сотрудников. SpaceX — небольшая частная фирма, созданная миллионером, и стартовавшая с нескольких десятков человек (сейчас больше конечно).

    Boeing выполнял заказ NASA как подрядчик. Фактически проект шаттлов был под знаменем NASA, просто воплощался в жизнь силами ряда фирм (плюс институты, исследовательские и аэрокосмические центры того же NASA и тд).

    Для SpaceX — Фалконы — собственный проект, сделанный для себя, для выхода на рынок. Теперь вот появляется этот воздушный старт — проект сугубо частной фирмы (Аллена) с частными же подрядчиками, развиваемый на частные средства. Есть же разница.

    Как по мне, но ваше сравнение это как сравнивать РКК Энергия (корни которой понятно где) и какое-нибудь гипотетическое ООО «Заря», численностью в 100-200 человек, созданное частником для запуска спроектированных с нуля РН. Или как колосс ВАЗ (не машину — завод) сравнивать с миллиардерским Ё-мобилем (представив, что этот проект пошёл — и машинку начали-таки производить).

    ОтветитьНравится
  • Александр Амелькин  15 декабря, 00:03
    Вот поэтому у нас всё так и плохо. Потому что «всяк другого мнит уродом, не смотря, что сам — урод». Не надо судить об их реалиях по нашим.
    ОтветитьНравится
  • Артем Прокопов  15 декабря, 00:15
    SpaceX изначально получал деньги от НАСА, как и Боинг когда делал Шаттл, так что это игра такая же, какая и была, но под другой маской. В США всегда все работы выполняли частные фирмы. Если бы Фалконы были сделаны для себя, а потом НАСА бы заплатила деньги за полеты после испытаний, то не вопрос, громкие продолжительные овации, SpaceX же начала изначально получать деньги, еще тогда когда Фальконы и не летали. Так в чем отличие от Боинга, принципиальное? То что не НАСА спустила сверху идею, вот и все отличие. Вы же не платите за Ё-мобиль заранее, за возможность будущей поездки на нем.
    ОтветитьНравится
  • Артем Прокопов  15 декабря, 00:23
    Да кстати не опишите рынок на который выходит SpaceX, рынок на котором основными заказчиками являются государственные космические агентства, в частности НАСА один из самых крупных. ЭТо как прити к Обаме и сказать, слушай Обамыч, мы тут лимузин бронированный для первых лиц государства разрабатываем, так чисто для себя, чтобы на рынок выйти, дай деньжат нам, мы вот достроим его и тебя будем катать в полной безопасности.
    ОтветитьНравится
  • Таир Бакиев  15 декабря, 23:16
    Ну рынок как рынок, сейчасна нём работаю боинг, локхид и орбитал, теперь будет работать и spaceX
    ОтветитьНравится
  • Алан Гибизов  14 декабря, 17:43
    Мне больше нравится идея подъема на орбиту посредством «трамвая» — чтобы не разгонять до первой космической тонны ракетного топлива.
    ОтветитьНравится
  • Владислав Сергеев  14 декабря, 18:31
    Выглядит как развитие проекта Virgin Galactic
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 декабря, 20:38
    Логично, поскольку там тоже Рутан и Scaled отвечают за всё железо. Собственно они уже говорили о возможный пусках ракет с «Белого рыцаря-2», но видимо решили не мелочиться. :)
    ОтветитьНравится
  • Владимир Винецкий  14 декабря, 18:52
    Очень некрасивый самолет, особенно режет глаз тот факт, что между двумя фюзеляжами крутильная нагрузка ложится на этот несчастный промежуток крыла. Почему нельзя было весь ракетный модуль зацунуть в один фюзеляж полностью?
    ОтветитьНравится
  • Максим Резенов  14 декабря, 19:07
    Такой проект есть у нас. Только вот не помню будут его реализировать или как всегда под сукно...
    ОтветитьНравится
  • Максим Резенов  14 декабря, 19:11
    ан нет, вроде работают
    www.airlaunch.ru/Russian/index.htm
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 декабря, 19:40
    Наверно потому, что ракета очень большая.

    Что касается нагрузок и прочего — на них Рутан собаку съел — ему принадлежит несколько рекордных летательных аппаратов, удостоенных отправки в именитые музеи авиации.

    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Сосин  14 декабря, 20:03
    В КБ Макеева была похожий проект с ракетой между двумя фюзеляжами. Не знаю кто первый идею родил, но у нас вроде как давно заглохло это дело.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 декабря, 20:15
    Наш «Воздушный старт», кстати, показатель. Там ракету везут к точке сброса внутри фюзеляжа «Руслана». Проектная выводимая нагрузка на НОО — 3,85 т (в экваториальной плоскости).
    ОтветитьНравится
  • Павел Капитанов  14 декабря, 20:29
    Леонид, прошу прощения, что не по теме. А будет новость про сверхсветовую камеру? Очень хотелось бы видеть обсуждение местных участников)
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  14 декабря, 20:30
    Кстати, интересный проект. И Русланы уже есть, и ракеты похоже переделанные боевые.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 декабря, 20:34
    Павел.
    Сверхсветовую? Может вы хотите сказать про сверхскоростную камеру? Такая планируется на завтра, просто руки не дошли.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 декабря, 20:35
    А. Морозов.
    Интересный проект, согласен, но тянется уж бог знает сколько лет...
    ОтветитьНравится
  • Павел Капитанов  14 декабря, 20:55
    Ну да, ту которой свет снимали:) Почитаем, спасибо.
    ОтветитьНравится
  • Максим Резенов  15 декабря, 02:56
    надеюсь что дотянут.
    ОтветитьНравится
  • Руслан Ахметшин  14 декабря, 19:31
    Какая экономия может быть не понятно.
    Сколько километров от мыса Канаверал до экватора?
    ОтветитьНравится
  • Владислав Сергеев  14 декабря, 19:43
    на гугле забанили?
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 декабря, 19:55
    Где-то три тысячи с хвостиком. Но даже если не долететь до него точно, приближение может быть просто отличным. Опять же, не в экваторе дело. С воздушного старта не менее интересно запускать спутники на орбиты с большим наклонением, когда роль вращения Земли нивелируется. Большой выбор направлений — преимущество схемы.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  14 декабря, 20:56
    Да почему все думают сразу о топиве? Его стоимость в запуске 1-2%. До 60% идет за использование стартовой площадки. Для поддержания этой огромной инфраструктуры.
    Воздушный старт от этого избавляют. Основная экономитя топлива будет не только за счет подлета к экватору, первичной скорости, высоты, но и за счет большей тяги ракетных движков в более разряженной атмосфере.
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Шуклин  14 декабря, 21:05
    Черт збыл да тяга, не вакуум конечно, но давление там кажись раза в три ниже! Ну и стартовый стол со всеми окружающими шалашами :) Ну и экваториальный старт. Да это же революция будет! Если чинуши и скептики раньше, объединенным фронтом, не задавят :( Спасибо Евгений!
    ОтветитьНравится
  • Александр Стрелец  14 декабря, 21:14
    Думаю инраструктура никуда не денется, (центр управления полетом, доставка ракеты и т.д.) просто вместо обслуживания пусковой площадки , будет обслуживание самолета
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  14 декабря, 22:25
    Об чем и речь. Цена за кг должна быть около 500у.е.
    А сейчас в 10 раз дороже.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  14 декабря, 22:37
    А я не говорил о том, что не понадобится центр управления. Доставлять ракету, что на космодром, что в аэропорт в любом случае. А вот стартовая площадка со всей инфраструктурой не нужна.
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  14 декабря, 22:46
    Скорее доставлять спутник к месту базирования этой системы. Как и сейчас всё монтируется на носитель вблизи стартового комплекса. И вообще, рассматривайте самолётик как многоразовую первую ступень...
    ОтветитьНравится
  • Илья Киселев  14 декабря, 23:05
    еще не надо забывать, что обсуждаемый комплекс стартует с почти обычной взлетно посадочной полосы!!! Т.е. и обычные самолеты там могут садится, следовательно и тут выгода
    ОтветитьНравится
  • k j  14 декабря, 20:27
    Даааа!!! Вот это самолет затеяли,даже побольше елового гуся будет!!!
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Шуклин  14 декабря, 20:58
    Не вы мну конечно извените я ща немного не трезв, да и вообще не особо умом блещу, но разве подобная схема 2-х ступенчатого АКС с крылатой второй ступенью не предпологает: 1. сокращение аэродинамических считай на порядок ( мизер но приятно ) 2. существенное сокращение гравитационных потерь ( а это жирный + ) 3. многоразовость т.е. все дорогущее барахло юзаем много десятков раз , а далее на переработку :) 4. все мы знаем что топливо это 99,9 % стоимости запуска :D поэтому если система при выводе одинаковой с одноразовыми РН ПН будет жрать топлива хоть на процент больше будит трагедия :,( Химиричные АКС привлекают вниманее все более серьёзных людей и огранизаций по всему миру с новой силой, а может это не они фантастические, а кое у кого старческий маразм прогресирует :)
    ОтветитьНравится
  • Таир Бакиев  14 декабря, 21:11
    Судя по www.membrana.ru/particle/16864
    Топливо — это очень маленький процент стоимости запуска.
    А вот движки атмосферного старта всё же посложнее, чем движки наземного старта.
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Шуклин  14 декабря, 21:55
    Точно ничтожный! Да и движки действительно сложнее, но ведь тяга у них будет изначально выше чем при старте у уровня моря, да это крохи, но с миру по нитке... слепому нормальная навигационная система :)
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Моторыгин  14 декабря, 22:01
    Топливо — меньше одного роцента от стоимости запуска.
    Запуск Фалькон-9 стоит 60 млн, а топливо для него — всего 200 тыс.

    Запуск Атлас-5 стоит 300 млн. Союз — где-то между Фальконом и Атласом.

    ОтветитьНравится
  • Таир Бакиев  14 декабря, 22:11
    А Атлас-5 в какой конфигурации?
    ОтветитьНравится
  • Steven Lerner  14 декабря, 22:16
    Таир, какие движки сложнее?
    На сколько я понял, они собираются запускать Фалькон-9 с обыкновенными движками Мерлин-1D.
    ОтветитьНравится
  • Таир Бакиев  14 декабря, 22:25
    Ну мерлинам вроде действительно всё равно где запускатся. Но не все двигатели могут запускаться в полёте.
    ОтветитьНравится
  • Steven Lerner  14 декабря, 23:25
    Честно говоря, я не знаю для каких ракетных двигателей были установлены ограничения для запуска в полете.
    ОтветитьНравится
  • Артем Прокопов  14 декабря, 23:26
    Стоимость запуска Протона от 70-90 млн. долларов, стоимость запуска Союза от 7 до 12 млн. долларов в зависимости от модификации, поэтому их французы и купили.
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Моторыгин  14 декабря, 23:30
    Американцы платят емнип 50 млн за одно (!!!) кресло в Союзе, а их там три. Итого пуска Союза 50 * 3 = 150 млн стоит.
    ОтветитьНравится
  • Артем Прокопов  14 декабря, 23:45
    Вы не путайте ценник за пуск космонавта и грузовой ракеты, вообще разные вещи(в 50 млн. кстати входит стоимость тренировки космонавта в Звездном городке плюс цена корабля Союз ТМА плюс прибыль, старт Союза в грузовом варианте сильно меньше стоит). Да и еще платили и стоит совсем не связанные вещи, вы картошку по 40 рублей за 1 кг в супермаркете купите, совсем не значит что себестоимость этой картошки именно 40 руб.
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Моторыгин  15 декабря, 00:29
    7 млн оно точно не стоит. без пруфлинка не поверю. на презентации по самолёту сабжа сказали что Роскосмс дерёт с американцев 63 миллиона за одного астронавта.

    Фалькон-9 стоит 60 млн и является самой дешёвой ракетой-носителем, не случайно у них клиенты в очередь выстроились.
    Маск в интервью говорил что пуск Атлас-5 стоит 300+ млн, а Союза — в два раза дешевле (ценника ни на ту ни на другую ракету производители не вывешивают, поэтму узнать сколько реально пуск стоит непросто)

    ОтветитьНравится
  • Таир Бакиев  15 декабря, 00:52
    SSME в( он же 24-й) вроде как только на земле запускается.
    ОтветитьНравится
  • Таир Бакиев  15 декабря, 00:53
    Ещё раз вопрос, в какой конфигурации Атлас стоит 300+ млн.$???
    ОтветитьНравится
  • Steven Lerner  15 декабря, 02:39
    Нет, он вполне нормально заводится и в полете (при необходимости повторного включения).
    ОтветитьНравится
  • Артем Прокопов  15 декабря, 12:05
    Огласите очередь из клиентов SpaceX, ссылку в студию, раз уж мы о линках. В какой конфигурации Фалькон-9? Если это для 4,7т на ГПО то 60 млн. долларов не так дешево как кажется, ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%EB%E5%E7%ED%E0%FF_%ED%E0%E3%F0%F3%E7%EA%E0_%EA%EE%F1%EC%E8%F7%E5%F1%EA%EE%E3%EE_%E0%EF%EF%E0%F0%E0%F2%E0 вот этот ресурс объявляет 25 тыс. долларов за кг при запуске Союза.
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Моторыгин  16 декабря, 00:27
    см. сайт Спэйсикса.
    свыше 40 запусков по 15 год включительно. основные покуатели — Иридиум и НАСА.

    SSME — это Space Shuttle Main Engine. На одноразовых ракетах их нету. При чём здесь они, не понял?..

    ОтветитьНравится
  • Таир Бакиев  16 декабря, 21:31
    Просто как пример, кстати он на sls будет
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Моторыгин  14 декабря, 22:36
    Steven Lerner
    Насколько я понял SpaceX там в роли субподрядчика выступает. Судя по презентации там нарисована специально изготовленая ракета с пятью движками.
    ОтветитьНравится
  • Steven Lerner  15 декабря, 02:42
    Для презентации такие детали не особо важны, но внешне ракета и корабль вполне узнаваемы.
    Изначально у SpaceX действительно был проект Фалькон-5 с 5 двигателями, но фирма давно от него отказалась. Возможно, что художники не особо разбирались в деталях — цапнули, что Фаль-конское под руку подвернулось и сделали анимацию :-)
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Моторыгин  16 декабря, 00:12
    Именно так как я говорю: заявленная грузоподъемность 13.5 фунтов (не тонн!). понятно что это всё пока паверпоинт и может десять раз поменяться.

    Вообще если честно непонятна экономическая целесообразность сего пепелаца. Основные расходы — это наземные службы, число которых не только не уменьшится, но сильно возрастёт за счёт необходимости помимо всего остального содержать ВПП, и техобслуживание самолёта.

    Выигрышь по дельта-в мизерный, и точно не стоит гемороя с запуском с самолёта.
    Возможность запускать на орбиту под любым углом? так ли много спутников на этом сегменте рынка? тем более что и обычные ракеы прекрасно с этим справятся.

    Я отлично понимаю что не мне учить Пола вести бизнесс, т.е. у этой системы есть какие-то преимущесва ускользающие от взора инженеров и любителей)

    ОтветитьНравится
  • Steven Lerner  16 декабря, 01:08
    13.5 фунтов это около 7 килограмм. Вы, наверное, имели в виду 13 тысяч 500 фунтов.

    Я не считаю, что вы или я имеем основания считать экономическую эффективность проекта. У нас просто нет для этого данных.
    Однако, поскольку проект частный, а не государственный, экономически неэффективную систему не стали бы проектировать. Частники, они же не бюджет пилят, а собираются бабки заколачивать. Это бизнес.
    Так что, я уверен, экономически сей проект безусловно выгоден. На счет технической реализуемости — пожуём, увидим.

    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Моторыгин  16 декабря, 21:53
    да, хотел написать 13.5 K фунтов, но что-кнопка не нажалась.

    я тоже считаю что данных мало, но мне интерено понять в чём тут может быть экономическая выгода по сравнению с запуском с земли.

    ОтветитьНравится
  • Steven Lerner  17 декабря, 05:48
    Я посмотрел проектные цифры Фалькон-5.
    en.wikipedia.org/wiki/Falcon_5
    Статус проекта — cancelled.

    Похоже, что в презентации действительно, когда показывали 5-двигательную ракету, имели в виду под словами "производная от Фалькон-9, Пятерочку.
    На самом деле, она не производная от Девятки, а ракета одного с -9 семейства. Может её реанимируют по случаю.

    Если так, то выгода по нагрузке очевидная 6,12 тонн вместо 4,1 — почти 50% прибавки.
    Дополнительно к этому, стоимость старта с земли всё-таки включает установку ракеты на стартовый стол, восстановление стартового стола, замену почти всей эдектропроводки, гибких шлангов и т.п.
    Ничего этого при воздушном старте не имеется.
    Риски в случае аварии ракеты значительно меньше, если ракета стартует над океаном. А значит, страховка тоже дешевле.

    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Моторыгин  17 декабря, 20:38
    дешевле Фалькон-9 запустить.

    стартовый стол — неольшая часть стартового комплекса. основные трудозатраты идут в чистом цехе где упаковывают спутник, и в чистом цехе где надевают нагрузку на ракету-носитель.

    плюс ещё к стартовому комплексу относятся танки где хранится ракетное топливо и сэйф-зона вокруг них. в обычном аэропорту такого хозяйсва нету, и построить никто не даст.

    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Моторыгин  17 декабря, 20:40
    ну и ЦУП конечно, который тоже никуда не денется.

    Запускаться с самолёта кстати сложнее: когда пускают обычный Фалькон-9 его три секунды после запуска двигателей держат на стартовой площадке — на случай если что-то пойдёт не так можно было остановить запуск. с аэрозапуском такого не получится

    ОтветитьНравится
  • Steven Lerner  18 декабря, 22:09
    « основные трудозатраты идут в чистом цехе где упаковывают спутник»

    Это уже откровение. На сколько я знаю, никакого «чистого цеха», где «упаковывают спутник» — не существует. В сборочно-монтажном корпусе производится окончательная сборка ракеты и полезной нагрузки, устанавливаются обтекатели и там же собранная ракета погружается на транспортер для вывоза на стартовый стол.
    Static Clean Room используется при сборке самой полезной нагрузки, да и то не всегда. Корабли Дракон, к примеру, собирают в обычном сборочном цеху.

    ОтветитьНравится
  • Shamil Dzhanbolatov  14 декабря, 23:24
    На смену ракетам совсем скоро придут магнитолеты. В НПО «Энергия», уже идут работы по созданию магнитолета, прототип уже потерял до 50% в весе при испытаниях, что совсем не плохо. Насколько помню в НПО «Энергия» выпускали легендарные тяжелые ракеты «Протон». Бедные профессионалы в  НПО «Энергия» не знают, что Иерархов, Морозов, и многие прочие доморощенные «гении» считают, что создание магнитолетов невозможно и пустая трата времени, иначе присулшались бы к этим «гуру» :-)
    ОтветитьНравится
  • Максим Резенов  15 декабря, 02:48
    попрошу ссылку на информацию об этом проекте.
    ОтветитьНравится
  • Павел Капитанов  15 декабря, 09:21
    Насколько помню в НПО «Энергия» выпускали легендарные тяжелые ракеты «Протон»

    Напомню, что НПО «Энергия» к выпуску Протона не имеет отношения. Это говорит вам человек, который по крайней мере лазил внутрях этого Протона на заводе-сборщике.
    О том, что где-то на госпредприятии уже собирают магнитолеты, без ржача комментировать тяжело.

    ОтветитьНравится
  • Shamil Dzhanbolatov  18 декабря, 23:46
    Тот человек сказал об экспериментах и совместных проектах на их мощностях в 90-е, не более. Я сказал «насколько помню», значит плохо помню
    ОтветитьНравится
  • Shamil Dzhanbolatov  15 декабря, 03:04
    Вот вам ссылка про магнитолеты НПО «Энергия»:

    www.kuasar.narod.ru/library/melnichenko/vacuum.htm

    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  15 декабря, 07:32
    Своя тема заглохла, теперь все другие будем засирать своими аллахолетами? Почему ссылка ведет на narod.ru, а не на www.energia.ru ?
    ОтветитьНравится
  • Максим Резенов  15 декабря, 11:32
    Шамиль, и где там сказано, что это имеет отношение к «Энергии»? Утверждение в конце статьи без доказательств? Не смешите меня. Этот сайт только проект да и то несерьезный.
    ОтветитьНравится
  • DEAD-PILOT   17 декабря, 06:04
    Вакуума не существует.
    ОтветитьНравится
  • Shamil Dzhanbolatov  18 декабря, 23:43
    «Вакуума не существует.»

    Так говорится, называется физический вакуум. Так исторически сложилось

    ОтветитьНравится
  • Shamil Dzhanbolatov  18 декабря, 23:44
    ОК
    ОтветитьНравится
  • Shamil Dzhanbolatov  18 декабря, 23:45
    Претензии к автору, а не мне. И никто ему не обязан верить
    ОтветитьНравится
  • DEAD-PILOT   19 декабря, 00:39
    Я не сторонник поддержки заблуждений.
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  19 декабря, 09:19
    О, блин, пастух с гор вернулся...
    ОтветитьНравится
  • Shamil Dzhanbolatov  19 декабря, 20:07
    «О, блин, пастух с гор вернулся...»

    — Обкурился что ли?

    ОтветитьНравится
  • DEAD-PILOT   19 декабря, 23:33
     — О, блин, пастух с гор вернулся...

    — Обкурился что ли?

    — Да не, сезон выпаса кончился....

    — Ну так я о чем, новый год через неделю!!!...

    Так просто импровизация, без обид, типа ниче не имел в виду кроме Нового Года. И вас с наступающим кста.

    ОтветитьНравится
  • Врэж Багратуни  15 декабря, 03:14
    С этих самолётов необходимо содрать всё. Оставить только скелет в виде несущих балок кабину, хвост и крылья. Таскать груз и поддерживать аэродинамику для взлёта и посадки. Будет, конечно, смотрется уродливо, но зато эффективно.
    ОтветитьНравится
  • Shamil Dzhanbolatov  15 декабря, 03:18
    А вот нашел опровержение, которому тоже можно не верить (уж слишком ново все это):

    www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=11024&postdays=0&postorder=asc&start=315

    Ну конечно гравилет делался не в НПО Энергия, а у хруников, и уж конечно якобы наблюдаемая потеря веса была не в 1,5 кг, а всего лишь в 30 грам. Но в принципе логично, врать так врать, от души и отчаянно.

    ОтветитьНравится
  • Ермек Джакубалиев  15 декабря, 03:38
    Проект в данном виде не работоспособен! Причина в огромных усилиях на кручение на среднее крыло. Там будет висеть 222 тонны. Эти 222 тонн будут расскачиваться при взлете, маневрах самолета создавая нагрузки на кручение. Думаю еще добавят соединение!
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  15 декабря, 03:50
    Ну крыло в любом случае нагружено. Где не размести груз...
    ОтветитьНравится
  • Антон Брандт  15 декабря, 07:14
    6,12 тонны полезного груза из 544 тонн общей массы установки это чуть более 1% кпд *смайлик бъющий себя молотком по голове*
    идиотизм(
    когда уже перестанут в тупую прожагать деньги(
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  15 декабря, 18:37
    Почему в тупую, почему прожигать? И потом — самолёт же не выбрасывается — причём тут КПД вообще? Вы за что беспокоитесь, за пропадающие ступени ракеты-носителя? В теории они могут быть многоразовыми, но пока никто не смог воплотить такую схему (про шаттлы сейчас не говорим). За большую массу топлива (его в этих 544 тоннах больше всего)? Ну и что топливо, несколько процентов от стоимости запуска.

    А так, как только изобретут способ выводить грузы в космос получше и смогут его реализовать, так сразу.... А пока — на ракетах, по старинке.

    ОтветитьНравится
  • Антон Брандт  15 декабря, 07:33
    Шамиль Джанболатов 15 декабря, 03:04
    Вот вам ссылка про магнитолеты НПО «Энергия»:

    www.kuasar.narod.ru/library/melnichenko/vacuum.htm
    >>>>>>>

    В принципе я и не ждал, что пруф будет адекватным, но приведшая вас в такой восторг статья вообще ни о чем!
    Не просто никакой конкретики, вообще ничего, кроме тех баек что вы напели в клмменте выше, ну и для веса и солидности через предложение поминается наса и хяс.
    Такую фигню не в каждй желтой газетенке тиснут, и считать «это» доказательством чего бы то ни было пугающий признак.
    Ну не хотите завязывать с наркотиками разжижающими ваш и без того усталый мозг, хотя бы не постьте тут такую тупость.

    ОтветитьНравится
  • Shamil Dzhanbolatov  18 декабря, 23:49
    Это не доказательство, а цитата
    ОтветитьНравится
  • Рома Линк  15 декабря, 08:57
    Stratolaunch Systems — это хорошо, вот это хорошо.
    ОтветитьНравится
  • Александр Шаиров  15 декабря, 11:21
    Вот я тут что подумал (я конечно полный нуб в самолётостроении):
    зачем делать 2 фюзеляжа? по мне так они вообще пустые должны быть в итоге, вся авионика занимает ну от силы 10 кубов.

    Так зачем столько материала(2 корпуса от боинга ) и горючего на поднятие этого материала?

    Делаем самолёт-крыло(опять же не понятно зачем там вообще пилоты) крепим 3 ракеты, конечно тратим на это больше топлива чем при запуске 1 ракеты(всё же ракеты тяжелее фюзеляжей самолётов).

    Развивая идею получаем: съёмные многоразовые крылья, и горизонтальный запуск ракеты, на нужной высоте происходит отстрел ракеты и крылья возвращаются на космодром. Заправка и следующий старт.

    Я произвёл революцию в космонавтике =))) ?

    ОтветитьНравится
  • Александр Жуков  15 декабря, 12:21
    Форма летящего крыла не самая эффективная для летающего аппарата. Делается такая форма для снижения заметности и увеличения массы полезной нагрузки, а основной недостаток — потеря стабильности. Устойчивость полета слабая и обязательно должна быть под контролем мощного компьютера.
    Запуск ракеты с самолета, очевидно, сложный маневр, где нужна предельная точность и надежность, так что такой вариант и не рассматривается.
    Вот идея несущего крыла — когда фюзеляж создает подъемную силу и совмещение ракеты с самим летательным аппаратом, безо всякого отстрела, пока остается перспективной. На третьем фото снизу оно и показано. Правда полезной нагрузки в данном варианте меньше, но людей, как мне кажется, в таком варианте будет отправлять на орбитальную станцию безопаснее.
    ОтветитьНравится
  • Александр Жуков  15 декабря, 12:32
    А запускать сразу 3 ракеты — это как одному человеку пытаться поставить 3 олимпийских рекорда в разных видах спорта одновременно.
    ОтветитьНравится
  • Олег Агапов  15 декабря, 12:37
    Я одного не понимаю. Почему раньше подобные проекты не получались, а сейчас вдруг все получится. Что принципиально изменилось?
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  15 декабря, 18:43
    Получится или нет — время покажет. Что принципиально изменилось — участники.

    SpaceX когда-то сказала, что хочет запустить на орбиту ракету собственной разработки и производства. Это выглядело бахвальством. Она запустила. Потом сказала, что сделает частный пилотируемый космический корабль и тяжёлую ракету под него — сделала и запустила. Он слетал в космос и вернулся.

    Рутан — вообще легенда, кто в курсе. Он построил самолёты, которые огибали земной шар без посадки и дозаправки, он создал первый в мире частный суборбитальный челнок, выпрыгнувший за 100 км высоты и самолёт-разгонщик для него. Сейчас к полётам готовится второе поколение такой связки, спроектированное Рутаном.

    ОтветитьНравится
  • Таир Бакиев  15 декабря, 23:23
    Почему не получались, а как же пегас??? А этот старт — просто эволюция!
    ОтветитьНравится
  • Даниил Баклыков  15 декабря, 13:29
    Даже если проект не будет приносить какой-либо существенной экономии по сравнению с традиционной схемой, у него по-прежнему есть свои преимущества. Если он будет действительно реализован и позволит производить пуски гораздо чаще, то, на мой взгляд, стоит задуматься о том, чтобы ввести такое обязательное условие для запускаемых аппаратов как возможность вывода с орбиты по окончании срока службы. Иначе скорость засорения околоземного пространства резко возрастет
    ОтветитьНравится
  • Александр Жуков  15 декабря, 18:04
    Такое обязательное условие уже давно существует.
    ОтветитьНравится
  • Даниил Баклыков  19 декабря, 21:32
    а можно поподробнее? Или ссылку, откуда копать
    ОтветитьНравится
  • Сергей Асташкин  15 декабря, 16:57
    -- Этот проект очень интересен — стартовать надо именно так на других гиперкрыльях опять используя воздух как окислитель,экономия огромная, если ещё сделать — ловлю им же первой ступени в воздухе и возврат на Землю .. станет дабл -Буран ..
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  15 декабря, 19:19
    Для использования воздуха, как окислителя есть проект Skylon www.membrana.ru/particle/16175
    Но технически он сложнее, особенно движки.
    ОтветитьНравится
  • Сергей Лускатов  15 декабря, 18:31
    Лучше построить огромный дирижабль, и с него пускать ракету, просто и примитивно, и очень масштабно кстати, а это детский сад какой то. На дирижабле можно поставить огромную пушку и выстреливать спутники прямо в космос, самолет строить накладнее и ума надо больше гораздо. а дирижабль можно модульно собрать и запустить, а учитывая что подъемная сила у него огромная, большие ракеты с него пускать должно быть не проблемой.
    ОтветитьНравится
  • Сергей Асташкин  15 декабря, 19:13
    -- Первичный разгон — и вынос в стратосферу — это большая экономия.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  15 декабря, 19:17
    Наоборот. Сложнее, дороже. Не верите — проверьте на практике. Просто сделайте дирижабль на 222 тонны груза. :-)

    С пушкой ещё фееричнее. Ещё можно представить такого монстра на земле, весящего килотонны со стволом длиной в километр. А уж на дирижабле...

    При этом выводимый аппарат будет весом в сотню-другую килограммов (а не 6 тонн), и всё равно потребует собственного двигателя для окончательного выведения на орбиту, так как с пушкой получить 8 км/с весьма проблематично (при таком весе снаряда), и ещё есть проблемка — траектория. Вам ведь нужно чтобы были 8 км/с вдоль поверхности Земли, а не под углом 45 град.

    Вот для раздумий — поставите такой аппарат на дирижабль? www.membrana.ru/particle/3360

    ОтветитьНравится
  • Таир Бакиев  15 декабря, 23:26
    Дирижабли большие и дорогие, тем более у них есть проблеммы при сбросе груза.
    ОтветитьНравится
  • Сергей Асташкин  15 декабря, 19:19
     — Следующий будет с парой тысяч взлётным весом ..
    ОтветитьНравится
  • Антон Брандт  16 декабря, 01:05
    Попов, мое мнение (прожигание денег в тупую) касается всех технологий реактивных двигателей, и освоения космоса в первую очередь.
    Я знаю, пишу это не впервые, но раз вы спросили, решил уточнить.
    Это мое частное мнение, я человек далекий от науки и техники, но соотношения полезной массы к общей удручает.

    Надеюсь, фазики не зря играют с БАКом, отловят таки бозон Хиггса, научатся «создавать» массу и управлять этим процессом, ХЯС и превышение нейтрино скорости света найдут применение.
    Вот на базе этих (или подобных) технологий и будет (если будет) освоен космос.

    На теперешних же пукалках даже освоение СС растянется на тысячелетия, а ископаемое топливо имеет странное свойство заканчиваться.

    Не так далек тот день когда нам на планете не найдется топлива для повседневных нужд (я имею ввиду не тольк отранспорт), поэтому и считаю всю космическую программу прожиганием денег в тупую.

    Некуда ресурсы девать — выростите миллион потомков нобелевских лауреатов, клонируйте их до 100 млн, наймите еще 300 млн человек для постоянного контроля, обучени и организации их труда, да за 20 лет к звездам полетим на личных магнитолетах)

    ОтветитьНравится
  • Андрей Гурьянов  16 декабря, 04:37
    Там где собираются талантливые конструкторы, большие деньги и внимательные управляющие, получается все, о чем они мечтали.
    Пол Аллен не из тех людей кто просто так выбросит на ветер деньги.
    ОтветитьНравится
  • Антон Куперблюм  16 декабря, 05:39
    *facepalm*
    ОтветитьНравится
  • Таир Бакиев  16 декабря, 21:36
    Дельта 4 не использует ископаемое топливо. А законы сохранения энергии не обманишь.
    ОтветитьНравится
  • Shamil Dzhanbolatov  19 декабря, 00:00
    Физический выкуум каким-то образом умудряется «нарушать» закон сохранения энергии. Не верите, да хоть Капицу спросите.
    ОтветитьНравится
  • Андрей Кошкин  16 декабря, 08:26
    Не забывайте что у нас есть ТУ-160, учитывая военное направление нашего космоса . Хотя проект и был заморожен, но самолёт всё ещё на боевом дежурстве. Я про запуск ракет с оного...
    ОтветитьНравится
  • Андрей Кошкин  16 декабря, 09:16
    222 тонны полезной нагрузки ? да вы шо...
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  16 декабря, 10:37
    Вы это кому? И что вас смутило? Самолёт будет поднимать 222 т — заправленную ракету. «Мрия» вот может поднять 250 т.
    ОтветитьНравится
  • Сергей Асташкин  16 декабря, 12:31
    -- но скорость не та и подвеска не там..
    ОтветитьНравится
  • Андрей Кошкин  16 декабря, 14:52
    Суть 160 в его очень очень необычной конструкции и сплава корпуса. По сути это можно даже сказать готовый прибор для вывода аппаратов в космос. Да он в 2.5 раз меньше заявленной модели, но и его кпд больше чем данного проекта. Собственно заморозка 160 как самолёта для вывода полезной нагрузки в космос была связанна лишь с бесполезностью на тот момент такой необходимости. Ещё раз подчеркну, наша космонавтика военная и военная база для неё готова, вопрос решения на уровне руководства...
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  16 декабря, 15:42
    Андрей. Что такое КПД в данном контексте?

    Расход горючего на кг доставленного на орбиту груза? Он не волнует никого, ибо топливо дешёвое. а в контексте мирового расхода горючего это вообще ничто.

    Соотношение веса носителя (всей системы) и спутника (типа массовое совершенство)? А кому от него холодно или жарко? Никому. Да хоть тысячу тонн будет весить аппарат для выведения — что с того?

    Для заказчика-то важны всего две вещи: какую предельную массу можно вывести этой системой, и сколько будет стоить вывод (вообще и каждого кило в частности).

    А уж будет ли это изящный Ту или двухфюзеляжный гигант на 300 тонн — кого волнует вообще? Или вам жалко алюминия и карбона? Ну в мире тысячи и тысячи самолётов летают — в сумме они весят намного больше. Подумаешь, потратит цивилизация (даже не цивилизация — а конкретная фирма) лишние 300 тонн материалов один раз (вряд ли такую систему сдублируют).

    Если вы знаете лучший метод, как вывести 6 тонн при воздушном старте — подскажите. Кстати, гипотетический проект с Ту-160 на какой груз был рассчитан?

    ОтветитьНравится
  • Андрей Кошкин  16 декабря, 18:23
    тонна. вывод в три раза дешевле. возможность вывода хуть каждый день. потолок для вывода 12 км.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  16 декабря, 18:28
    Тонна. Значит Ту предлагаемую систему не заменит.

    «.. в три раза дешевле» — дешевле чего? Тут сравнивать пока бессмысленно. Бумажные проекты. Вот «Фалконы» летают (было сколько-то там пусков, пока очень мало, но всё таки), есть на них расценки. Можно сравнивать с «Протонами», допустим. А Ту-160 и рутановский гигант неизвестно какие цены смогут обеспечить. только практика покажет.

    ОтветитьНравится
  • Андрей Кошкин  16 декабря, 18:40
    Ну почему практика, 7000 тысяч долларов на кг. Вывод из любой точки мира полезного груза, в любом состоянии военных действий. Как уже говорил у нас космос военный и 160 это машинки тоже военные. 160 это первая ступень дальше сама ракетка. По сути мобильный военный космодром с ресурсом 5000 км для пополнения космической группировки на орбите и других целей. Проект жив...
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  16 декабря, 18:45
    Проект жив...

    То есть я могу уже сейчас пойти купить пуск по 7 тыс., и через несколько дней (ладно — недель) мой спутник забросят на орбиту?

    ОтветитьНравится
  • Андрей Кошкин  16 декабря, 18:48
    Так же как и в случае с Stratolaunch Systems нет. Но носитель апробирован у 160 и уже как 30 лет. Заманчиво не правда ли ...
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  16 декабря, 18:51
    Причём тут носитель — где ракета для него? И если нет пусков, нельзя говорить о цене. Можно спроектировать всё что угодно и вывесить любой ценник. Но доказывать его реальность можно только практикой.
    ОтветитьНравится
  • Андрей Кошкин  16 декабря, 18:56
    Леонид, можно вопрос. Сравнивая военную авиацию в том числе и космическую и гражданскую в России. Скажите мне, за какой период данный проект будет реализован военными в случае с 160 и левый проект гражданскими компании...опа а вот и ответ...Ракетка называется бурлак, проектировалась она так же российским кб 15 лет назат, собственно было бы политическое желание...
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  16 декабря, 18:59
    Андрей.
    Отлично. Но ведь не сделали в конце-концов. Если сделают я буду только рад. Но пока увы. (Причины — другой вопрос.)
    А у перечисленных в статье компаний опыт «обещано-сделано» имеется.
    И главное — тут противопоставлять-то нечего — разные классы носителей — на 6 т и 1 т.
    ОтветитьНравится
  • Андрей Кошкин  16 декабря, 19:17
    Stratolaunch Systems это гражданский проект, причём эфимерный у него нету заказчика. 160 это стратегический проект и заказы у него есть, и я не удивлюсь если этот проект уже реализован...
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  16 декабря, 19:22
    «стратегический ...и я не удивлюсь если этот проект уже реализован...»

    Вы на военных намекаете? Ага, реализован и засекречен... ;-) Нет уж. Было бы известно по любому. Более того, о первом пуске гремели бы все СМИ, как о победе.

    У нас вон теперь удачные и неудачные (!) пробные пуски МБР освещают задержкой в часы. А уж космические ракеты... Даже с военным заказчиком. Написали бы просто «пуск произведён в интересах Минобороны». и точка

    ОтветитьНравится
  • Николай Ярошенко  16 декабря, 20:41
    Почему у Stratolaunch Systems нет заказчика? Сколько в год запускается коммерческих спутников? Предложи им сравнимую, а лучше меньшую цену — и клиенты гарантированы.
    ОтветитьНравится
  • Андрей Кошкин  16 декабря, 20:57
    Суть в том, что у 160 заказчиков сравнимо больше. Это и восток и азия. Не имея своей инфраструктуры у ту 160нет конкурентов. Как только будут реальные проекты кроме протонов, то 160 выйдет на проект реализации... Плюс к этому смотрите на международные договора...
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  16 декабря, 22:40
    Андрей

    «Как только будут реальные проекты кроме протонов...»

    Это как понимать? Кроме Протонов больше нет РН что-ли? Их вагон. И живьём и проекты тоже. Какое это отношение имеет к Ту-160? Скорее наоборот — как только Ту-160/Бурлак выйдет на рынок реально, а не на бумаге — кто-то подвинется. Хотя вывод 1 тонны — явно не самая большая рыночная ниша.

    ОтветитьНравится
  • Андрей Кошкин  16 декабря, 22:58
    Перечислите реально действующие РН.

    Тонна это очень большая рыночная ниша (там больше на самом деле). Если брать экватор, то латинская америка, азия, австралия, иран. Готовые взлётно посадочные полосы, сохранение разработок заказчика, взлёт по команде от куда угодно. Для 160 всё рынок готов. Для других облачных проектов нет даже инфраструктуры...

    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  16 декабря, 23:51
    Андрей
    «Перечислите реально действующие РН..»

    Вот тут навскидку, не углубляясь, насчитал где-то 15 находящихся в эксплуатации РН разных классов и то, по моему, тут есть пробелы. en.wikipedia.org/wiki/List_of_orbital_launch_systems

    ОтветитьНравится
  • Юрий Фёдоров  16 декабря, 19:24
    Не прочел все мнения идея великолепная первый авто был очень
    далек от болида формулы один вопрос времени
    ОтветитьНравится
  • Игорь Прянишников  6 февраля, 08:57
    У дозвуковых разгонщиков без шансов. В лучшем случае +10% к массе выводимого груза, или -10% массы ракеты. На практике всё еще меньше, и много много проблем. Нужен сверхзвуковой или гиперзвуковой разгонщик с высоким массовым совершенством, дешевый, с дешевым межполетным обслуживанием. Таких пока не предвидится.
    ОтветитьНравится