Европа запустила новую ракету-носитель

Новая ракета вошла в семью носителей, предлагаемых на международном рынке компанией Arianespace, заполнив «нижний сегмент» на шкале нагрузок (фото ESA — S. Corvaja).

Дебютный старт ракеты Vega успешно состоялся 13 февраля в 14:00 по московскому времени. Так Европа существенно расширила возможности по самостоятельному выводу космических аппаратов самых различных масс и с разными параметрами орбиты.

Ракета Vega разработана и построена итальянской компанией Avio при участии специалистов из космических агентств Италии и Европы.

Новинка предназначена для вывода на орбиту полезного груза весом от 300 килограммов до 2,5 тонны. Ранее в этом диапазоне масс космических аппаратов европейцы были вынуждены обращаться за пусковыми услугами к США и России.

Из конкурентов «Веги» (на снимке) стоит вспомнить отечественные носители "Рокот" и "Днепр" или американскую ракету Falcon 1 (фото ESA — S. Corvaja).

Стартовая масса «Веги» достигает 137 тонн. Длина ракеты составляет 30 метров, диаметр – 3 м.

Состоит новый носитель из четырёх ступеней. Первые три – твердотопливные, последняя – жидкостная, причём она может быть включена и выключена в полёте несколько раз, для того чтобы сформировать нужную орбиту.

«Вега» взлетела с космодрома Куру во французской Гвиане (фото ESA — S. Corvaja).

В своём первом полёте «Вега» успешно подняла в космос девять небольших спутников. Крупнейший из них – итальянский LARES. Он представляет собой 36-сантиметровую вольфрамовую сферу с 92 отражателями.

За перемещением аппарата LARES в космосе будут наблюдать наземные лазерные станции слежения. Это поможет с высокой точностью измерить эффект увлечения пространства вращающейся Землёй (прецессию Лензе-Тирринга — Lense–Thirring precession).

LARES (шар вверху) и его собратья по запуску (фото ESA, CNES, Arianespace).

Кроме зонда LARES итальянцы отправили в космос микросателлит ALMASat-1, предназначенный для испытаний спутниковых технологий (электроники и так далее).

Остальные семь аппаратов – это килограммовые пикоспутники, созданные в университетах опять же Италии, а также Венгрии, Румынии, Польши, Франции и Испании.

Причём для Венгрии (MaSat-1), Румынии (Goliat) и Польши (PW-Sat) — это первые искусственные спутники Земли, сообщает BBC News.

Arianespace и ESA уже заключили контракты на два коммерческих старта «Веги». Это будут запуски европейских спутников Sentinel 2 и Sentinel 3 в 2013 и 2014 годах (фото ESA — S. Corvaja).



NASA показало первое видео миссии GRAIL с обратной стороны Луны

2 февраля 2012

Инженеры продлили жизнь станции Voyager до 2025 года

19 января 2012

Придуман бесконтактный способ взвешивания людей в невесомости

26 декабря 2011

Американцы построят спутник-шпион нового типа

22 декабря 2011

Анонсирована крупнейшая система воздушного старта в космос

14 декабря 2011
  • k j  13 февраля, 18:54
    Ну вот роскосмос потерял хорошего заказчика!!!
    ОтветитьНравится
  • Сергей Клиничев  13 февраля, 18:56
    С чего это? Как Союзы покупали, так и будут покупать...
    ОтветитьНравится
  • k j  13 февраля, 19:24
    Ну меньше же!
    ОтветитьНравится
  • Максим Кудинов  13 февраля, 20:00
    меньше, больше или равно здесь бессмысленно употреблять т.к. договор заключен на определенное кол-во ракет. А вот то что будет ли продление контракта в том же кол-ве что и сейчас, вот это вопрос!
    ОтветитьНравится
  • Сергей Клиничев  13 февраля, 20:42
    Вега — легкая, Союз — средняя ракета-носитель, не стали бы европейцы строить пуск под Союз если бы хотели его заменить на Вегу...
    ОтветитьНравится
  • Таир Бакиев  15 февраля, 08:45
    Союзам (во всяком случае в версии 2.1а и 2.1б (адаптации СТА и СТБ)) ничего не угрожает, это ракета среднего класса и замены её в линейке нет.
    А вот союз версии 2.1в вряд ли полетит из Куру, т.к. эта ракета лёгкого класса
    ОтветитьНравится
  • Юрий Новиков  13 февраля, 20:46
    а можно узнать на сколько по сравнению с нашими современными ракетами Союз — соотношение — стартовая масса к выводимой на орбиту отличается у новинки?
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  13 февраля, 20:49
    А зачем? Гораздо интереснее, за сколько они будут продавать пуски (за 1 кг ПН). А сжигают они при этом 200 тонн или 300 тонн горючего — это их проблемы.
    Если же вас волнует чистый прогресс в технологиях движков, то сравнивать стоит тогда уж с РН такого же класса, для корректности. «Союз» как бы потяжелее будет.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  13 февраля, 20:52
    Только не думаю, что там получатся отличные показатели — первые ступени-то твердотопливные. Но от этого никому ни холодно ни жарко — есть конкретный продукт, выполняющий конкретную задачу. Какая разница заказчику, сколько весит ракета на старте, да хоть тысячу тонн? Ему главное — сколько с него возьмут за доставку конкретного спутника.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  13 февраля, 20:59
    ЗЫ «Союз» весит 312 тонн на старте выводя от 7 до 9 тонн на НОО. Но это ориентировочно. Точные параметры зависят от модификации РН коих куча, плюс от точки старта (Байконур, Плесецк, Куру).
    ОтветитьНравится
  • Юрий Новиков  14 февраля, 11:26
    ну цена продажи вещь сложная — демпинг то се, интересует именно — технический прогресс. Но именно как совокупность технологий ведь в «современной» ракете наверное многое что изменилось и двигатели твердотопливные и то се, Но при этом фундаментально физическое «циалковсковское — школьное» соотношение масса ракеты к массе полезной нагрузки выводимой на орбиту определенной высоты" на сколько изменилось? Я допускаю что может и не надо это соотношение по ряду причин ставить во главу угла, но все же, Изменилось? Насколько?
    ОтветитьНравится
  • Юрий Новиков  14 февраля, 11:30
    ага, с « Союзом» понятно, спасибо. А для этой штуковины — те же параметры? В двое легче а масса вывода на орбиту максимальная меньше в четыре раза?.. То исть соотношение масса нагрузка в два раза «хуже»?
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 февраля, 11:48
    Юрий Новиков
    В 1,4 раза, а не в два.
    ОтветитьНравится
  • Таир Бакиев  15 февраля, 08:50
    По данному параметру эти ракеты сравнивать некорректно, ибо Вега — твердотопливная а союз -керосинка. Правильнее Вегу с  Таурусом сравнивать. А так самая лучшая ракета по данному соотношению вроде Дельта-4 (ибо полностью водородная)
    ОтветитьНравится
  • Максим Сиберов  17 февраля, 12:23
    Леонид Попов 13 февраля, 20:49
    А зачем? Гораздо интереснее, за сколько они будут продавать пуски (за 1 кг ПН). А сжигают они при этом 200 тонн или 300 тонн горючего — это их проблемы.

    ----

    Цена запуска ракеты Вега — 32 млн. евро.
    sociedad.elpais.com/sociedad/2012/02/07/actualidad/1328615356_263052.html

    Т.е., вполне себе конкурентноспособна «Союзу», но уступает «Союзу-СТ» — последний при запуске с Куру выводит за эти деньги в 2 раза больше ПН как минимум.

    Тем не менее, своя ниша у «Веги» есть — это ПН до 1500 кг на НОО.

    ОтветитьНравится
  • Максим Сиберов  17 февраля, 12:34
    Леонид Попов 13 февраля, 20:52
    Только не думаю, что там получатся отличные показатели — первые ступени-то твердотопливные. Но от этого никому ни холодно ни жарко — есть конкретный продукт, выполняющий конкретную задачу. Какая разница заказчику, сколько весит ракета на старте, да хоть тысячу тонн? Ему главное — сколько с него возьмут за доставку конкретного спутника.
    ----

    Здесь есть один момент — у Веги может быть до 4-х ступеней. Таким образом, эта ракета подходит для различного рода исследовательских проектов, для которых раньше не было подобных легких систем.

    ОтветитьНравится
  • Алексей Останин  14 марта, 21:22
    Самый главный плюс Веги для европейцев — это то, что она своя, родная. Еще с 2005 года Европейское космическое агентство пыталось заставить европейские концерны пускать свои спутники только Вегой. Правда тогда носителя еще не было, зато теперь им никуда не деться. Помимо этого актуальным остается вопрос вывода на орбиту военных и двойных космических аппаратов, что делать сподручнее со своей территории, чем везти секреты в другую страну, как это было с САР-Лупе в Плесецке
    ОтветитьНравится
  • Аристарх Маяков  13 февраля, 21:02
    Ракета Vega — где-то я это уже слышал :-)
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  13 февраля, 21:08
    И?
    ОтветитьНравится
  • Егор Спижарный  13 февраля, 22:28
    Твердотопливная, значит перхлорат аммония в качестве окислителя, озоновый слой будет расстроен.
    ОтветитьНравится
  • Игорь Черток  14 февраля, 00:42
    «озоновый слой будет расстроен»

    Перетерпит, тоже мне, прынц!

    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Юзяк  14 февраля, 01:05
    Идея космического лифта как то закисла... или нет?
    ОтветитьНравится
  • Александр Стрелец  14 февраля, 02:13
    Так а чего же вы хотите. Пока не придумали материал для троса, проект делать просто бессмысленно. Не зная его прочности и цены.
    Так что на уровне конкурсов с призами за лучшую реализацию лифта пока не небольшую высоту — этим и ограничиваются...
    ОтветитьНравится
  • Роман Колтунов  14 февраля, 02:01
    Ммм, это нехорошо, да и кетайсы не спят...
    ОтветитьНравится
  • Александр Назаров  14 февраля, 11:34
    Да новость плохая — на орбите итак мусора выше крыши, а тут еще и итальяшки со своими твердотопливными спогетти.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 февраля, 11:45
    Если вы имеете в виду новые спутники — что теперь, перестать их запускать? Кстати, те, что выводятся на низкие орбиты — постепенно ликвидируются сами — снизятся и упадут. А крупные аппараты, особенно выводимые высоко, сейчас обычно проектируют так, чтобы по окончании срока службы за счёт своих движков или снизить им орбиту, или наоборот увести ещё выше на орбиту захоронения.

    Если же вы имеете в виду саму ракету непосредственно — то первые три её ступени падают, а последняя, располагая запасом топлива так сказать «с запасом» и возможностью многократного включения движка, может быть запрограммирована на сход с орбиты после выведения ПН.

    ОтветитьНравится
  • Александр Назаров  14 февраля, 14:16
    Да нет это я просто пошутил.
    Увы процесс самоликвидации слишком долог, а также известны даже случаи, когда третьи ступени становились ИСЗ, и китайцы еще со своими испытаниями ПРО постарались на славу. Вообще проблема стоит очень остро — где то я даже читал такие прогнозы, что если дело пойдет дальше как сейчас, то в недалеком будущем вообще летать в космос станет очень сложной и опасной проблемой. Кстати по моему в ЦУПе целая база данных есть и целая служба, которая за этим следит.
    PS. Кстати как то читал заметку про наблюдение НЛО на Салюте — оказался неучтенным фрагментом какой то ракеты.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 февраля, 14:28
    Александр Назаров
    «Вообще проблема стоит очень остро»

    Да, у нас тут даже есть специальный раздел
    www.membrana.ru/particles/tag/542

    ОтветитьНравится
  • Александр Назаров  14 февраля, 14:44
    Да впору заводить клуб космических держав, как клуб ядерный, и никого туда нового не пускать. Кстати вот к примеру Северная Корея — ведь могут просто по бессознанке запустить чего нибудь и прощай станция Альфа — вероятность конечно низкая — но ведь они непредсказуемы все новые. У нас ведь ЦУП и НАСА видимо на прямом контакте и обмениваются необходимой информацией.
    ОтветитьНравится
  • Игорь Прянишников  23 февраля, 20:58
    не страшно, они быстро падают.
    до 300-500 км в целом никакой опасности нет.
    2-3 года и будут на земле.
    ОтветитьНравится
  • Алексей Теплов  14 февраля, 11:57
    На последней фотке — что за серебристая гофра подключена? Я думал, этот толстый обтекатель закрывает отсек полезной нагрузки. Что там заправлять можно? Спутники что ли?
    ОтветитьНравится
  • Алексей Останин  14 марта, 21:25
    Это система термостатирования, к температуре и влажности «под колпаком» предъявляются очень высокие требования. Именно по этому аппарат обувают до последнего, пока не отойдет агрегат обслуживания
    ОтветитьНравится
  • Егор Спижарный  14 февраля, 12:59
    Скорее всего кабель включает в себя кабели телеметрии, энергообеспечения головной части и воздуховод обеспечения теплового режима.
    Старые спутники это еще куда ни шло, вот ядерные реакторы на орбите это глобальная проблема, мы (прежде всего СССР) умудрились оставить потомкам еще то наследство, окружив планету радиоактивным хламом, который периодически падает и думать что с этим делать, нужно начинать сегодня. Кому интересно наберите в Wiki Ядерные реакторы на космических аппаратах и УС-А и SNAP-10A.
    ОтветитьНравится
  • Михаил Зиньков  19 февраля, 00:22
    Что ты лепишь горбатого. Какой хлам? Что там и кто засорил? Слышал что-то да полностью не в курсе и вякаешь тут. Болван.
    ОтветитьНравится
  • Александр Стрелец  14 февраля, 23:05
    Кстати интересно маршевый двигатель четвертой верхней ступени делала Украина
    ОтветитьНравится
  • Максим Сиберов  15 февраля, 02:15
    «Александр Стрелец 14 февраля, 23:05
    Кстати интересно маршевый двигатель четвертой верхней ступени делала Украина»
    ----------
    Интересно. Можно подробнее?
    ОтветитьНравится
  • Александр Стрелец  15 февраля, 10:39
    Да никаких особых подробностей у меня нету.
    Просто прочитал новость
    korrespondent.net/tech/technews/1319081-pervaya-evropejskaya-legkaya-raketa-byla-zapushchena-s-ukrainskim-dvigatelem
    ОтветитьНравится
  • Алексей Останин  14 марта, 21:28
    Двигательные установки 4 ступени делает, если не ошибаюсь Южмаш. В 2011 году европейцы заказали им 10 ДУ на прозапас, что называется. Фактически это двигательная установка разработки времен СССР, используемая на МБР и чуть-чуть переработанная.
    ОтветитьНравится